Каждый день Марк Цукерберг просыпается с потоком плохих новостей. «Я смотрю в свой телефон, чтобы получить миллион сообщений, — говорит он. «Обычно это нехорошо».
Основатель Facebook, теперь известный как Meta, был вынужден бороться с потоком кризисов, которые обрушились на технологического гиганта в последние годы, поднимая фундаментальные вопросы о его будущем. .
Скандалы, связанные с конфиденциальностью, внутренние разногласия и громкие увольнения — это лишь некоторые из проблем, тяготеющих над головой принца Кремниевой долины.
Этой осенью Шерил Сандберг, главный операционный директор Цукерберга и старший лейтенант в течение 14 лет, покинет компанию, что станет одним из самых больших ударов. Сэр Ник Клегг, самый старший коммуникатор компании, покинул солнечную Калифорнию, чтобы снова жить в Лондоне.
«Каждый день вы просыпаетесь и получаете удар в живот. Типа, ладно, ну х…», — жаловался Цукерберг в подкасте в прошлом месяце.
Марк Цукерберг (слева) с сэром Ником Клеггом, президентом по глобальным связям в Meta Platforms, и главным операционным директором Шерил Сандберг, которая покинет компанию этой осенью
Там, где другие руководители могут сдаться, вундеркинд компьютерного программирования вместо этого он создал свой собственный альтернативный мир — причудливое виртуальное пространство, которое он и другие называют «метавселенной».
В этом цифровом пространстве пользователи смогут встречаться с близкими, посещать воображаемые места и прогуливаться по бесконечным улицам, не выходя из своей гостиной.
Запуск метавселенной повлечет за собой, пожалуй, самую большую встряску за всю историю Facebook, которая изначально задумывалась как «горячий или нет» веб-сайт в гарвардском общежитии Цукерберга 18 лет назад, но превратилась в огромную социальную сеть с более чем 3,5 миллиардами пользователей. пользователей.
Компания, стоимость которой превышает 380 млрд долларов, сегодня контролирует империю, в которую также входят сеть обмена фотографиями Instagram и служба обмена сообщениями Whatsapp. Ежегодно он приносит миллиарды долларов прибыли.
Вкладывая десятки миллиардов долларов в метавселенную, Цукерберг, возможно, рискует всем, делая ставку на то, что в будущем люди захотят проводить больше времени, а не меньше, погруженные в созданные им цифровые миры.
Эти усилия предпринимаются на фоне снижения интереса к Facebook среди критически настроенных молодых пользователей, поскольку такие приложения, как TikTok, все больше отнимают долю рынка у Instagram. Этим летом Meta сообщила о первом падении доходов после более чем 15 лет постоянного роста.
Сравнение пользователей Facebook с другими социальными сетями
Дэн Айвс, опытный технический аналитик Уолл-Стрит, говорит: «Сейчас, я думаю, для Facebook наступили одни из самых мрачных дней в истории».
«Насчет метавселенной так много скептицизма. Цукерберг и его команда сталкиваются с одними из самых серьезных фундаментальных проблем, с которыми они когда-либо сталкивались как компания».
Наденьте виртуальную гарнитуру, и вы сможете быстро ощутить взгляд Цукерберга на метавселенную. Очки плотно прилегают и весят около фунта. Вскоре после их включения вы сможете подключиться к новой флагманской платформе Meta: Horizon Worlds.
В этом гибриде видеоигры и социальной сети пользователи могут бродить по волшебным и научно-фантастическим мирам, замкам и космосу. станции, общение в чате и игры.
Метавселенная Марка Цукерберга даст каждому свой аватар. Фото: Reuters /Facebook Новая реальность?
Но если верить Мете, Horizon Worlds — это всего лишь часть того, чем станет метавселенная.
Хотя ранние варианты использования метавселенной, как правило, были играми, аргумент Meta заключается в том, что однажды эта виртуальная среда будет пересекаться с социальными сетями и повседневной жизнью.
Применение может варьироваться от проводить рабочие встречи в цифровых конференц-залах, посещать виртуальные концерты и даже делать покупки в Интернете с использованием валют, которые торгуются только в метавселенной.
Такие бренды, как Nike и Tiffany, уже экспериментируют со своими собственными формами цифровой валюты в виде «невзаимозаменяемых токенов», своего рода торгуемых цифровых предметов коллекционирования. Более широкая картина — это цифровая сфера, в которой игры, электронная коммерция, телевидение, музыка и развлечения объединяются в единое целое.
Это позволит вам быстро переключаться между приложениями, использующими виртуальную реальность, где вы полностью погружаетесь в трехмерный цифровой опыт, или дополненной реальностью (AR), где виртуальный мир накладывается на реальный мир — мало чем отличается от переключения между приложениями на вашем телефоне. . Интерактивные голограммы будут разбросаны по реальному миру, связывая физическое царство с метавселенной.
По замыслу Цукерберга, Meta станет ведущей компанией метавселенной, продавая оборудование, необходимое для входа в нее, и создавая программное обеспечение, которое лежит в основе всего.
Его решение переименовать Facebook в «Мета» в прошлом году спровоцировало волну маркетингового жаргона и излияний со стороны основателей стартапов.
«Мы сможем чувствовать себя присутствующими, как будто мы рядом с людьми, независимо от того, насколько далеко мы находимся друг от друга», — сказал тогда Цукерберг.
«Когда я отправляю своим родителям видео с моим дети, они будут чувствовать, что они прямо сейчас с нами, а не смотрят в маленькое окошко.
«Вот что мы подразумеваем под воплощенным интернетом. Вместо того, чтобы смотреть на экран, вы будете получать этот опыт».
Слово «метавселенная», представляющее собой смесь слов «мета» (более чем) и «вселенная», было придумано в 1992 году в научно-фантастическом романе «Снежная катастрофа» Нила Стивенсона. Персонажи надели очки виртуальной реальности и прыгнули в гигантский виртуальный город.
Мэттью Болл, венчурный капиталист, много писавший о метавселенной, говорит, что ключевыми элементами являются огромное количество пользователей, мгновенно визуализируемое, постоянное 3D-изображение. мир и индивидуальное ощущение присутствия. «Более простой способ думать о метавселенной — это живая, общедоступная и трехмерная версия Интернета», — говорит он.
Попытки Цукерберга воплотить эту идею в реальность сравнивают с фильмом 2018 года «Первому игроку приготовиться», научно-фантастической истории о мальчике, который убегает от своей обыденной реальности в физическом мире, чтобы стать героем в виртуальном мегаполисе «Оазис».
Если ставка Цукерберга сработает, приз может быть огромным. Анализ, проведенный по заказу Meta, показал, что к 2030 году эта технология может внести в мировую экономику 3 триллиона долларов и охватить миллиард человек.
Однако до сих пор его попытки построить собственный оазис далеко не оправдали утопических обещаний концепции. .
Внешний вид метавселенной Меты намного отстает от амбиций Цукерберга и является рудиментарным по сравнению со многими ранее существовавшими видеоиграми. Все странные аватары в Horizon Worlds появляются без ног, а их туловище, руки и головы просто парят в воздухе. В превью этого опыта, сделанном Метой, с оговорками о том, что визуальные эффекты все еще находятся в стадии разработки, Цукерберг давал сидячие интервью и играл в карты со своими друзьями.
В другом примере мультяшное «селфи», сделанное аватаром главы исполнительной власти перед Эйфелевой башней и двойниками Святого Семейства в метавселенной, подверглось насмешкам за низкую точность.
Даже основатель Meta позже признал, что это было «довольно просто».
Циники Метавселенной проводят сравнения с Second Life, онлайн-миром, впервые запущенным в 2003 году. В Second Life пользователи взаимодействовали как аватары в виртуальной версии реального мира. Его ранняя популярность побудила школы и колледжи открывать цифровые кампусы в игре.
В Second Life люди проводили виртуальные свадьбы. Страны открыли функционирующие цифровые посольства, а за LindenDollars была куплена и продана виртуальная газета, названная в честь стоящей за ней компании Linden Labs.
Ажиотаж не продлился. Second Life все еще находится в сети, но в любой момент времени у нее всего около 40 000 активных пользователей.
Метавселенная будет в значительной степени опираться на виртуальную реальность, что не ново. Такие компании, как Atari, Sega и Nintendo, также экспериментировали с гарнитурами в 1980-х и 90-х годах, но они так и не добились успеха.
Графика низкого качества вызывает бурление в желудке, и многие пользователи до сих пор жалуются, что виртуальная реальность вызывает у них тошноту.
Сторонники утверждают, что экраны с высоким разрешением и все более мощные процессоры значительно улучшили опыт за последнее десятилетие. В 2014 году Facebook приобрел компанию Oculus, занимающуюся виртуальной реальностью, за 2 миллиарда долларов. С тех пор Meta вложила больше денег в улучшение своих гарнитур и удешевление их.
Проблема в том, что вряд ли кто-то до сих пор их использует. Только около 600 000 домохозяйств в Великобритании владеют гарнитурой виртуальной реальности. По данным Digital Catapult, по большей части пользователи — это мужчины старшего поколения миллениалов.
Это, в немалой степени, зависит от стоимости входного билета. Чтобы войти в цифровой мир Цукерберга, потребители должны выложить 400 фунтов стерлингов за виртуальные гарнитуры, такие как Meta's Quest 2.
Другие устройства можно купить всего за 50 фунтов стерлингов, но они крайне ограничены с точки зрения графики. и время автономной работы.
«В конечном счете, это все еще находится на ранней стадии, и ей еще предстоит пройти большой путь до выхода на массовый рынок и широкое признание», — говорит Паоло Пескаторе, аналитик по потребительским технологиям в PP Foresight.р> <р>Другая проблема заключается в том, что концепция метавселенной остается туманной. Большинство технологов не согласны с тем, как это будет выглядеть на самом деле, и «даже название сбивает с толку обычного человека на главной улице», — говорит Пескаторе.
В реальном мире
Возможно, это более важно, несмотря на миллиарды долларов инвестиций, из всех расходов Цукерберга пока мало что можно показать. Виртуальная реальность (VR) еще не получила широкого распространения, и многие из самых амбициозных проектов Meta для метавселенной еще не реализованы в течение многих лет.
Его главное достижение на данный момент — Horizon Worlds — вызвало насмешки. По словам Цукерберга в январе, у сервиса всего около 300 000 пользователей в месяц, и Facebook был вынужден предложить разработчикам 10 миллионов долларов на создание опыта для своей игры.
Инвесторы уже начинают отказываться от головокружительных затрат. В прошлом году Meta потеряла 10 млрд долларов из-за своего подразделения Reality Labs, которое возглавляет эти усилия.
За три месяца до июня он сжег еще 2,2 миллиарда долларов. За 12 месяцев рыночная стоимость компании снизилась более чем вдвое, поскольку акционеры стали более скептичными. Meta заявила, что убытки были частью ее долгосрочных инвестиций.
Компания добавила, что ее пользователи виртуальной реальности уже потратили 1,5 миллиарда долларов в магазине приложений ее гарнитуры Quest. Расходы на эти приложения сократились на 30 процентов.
Ставка дорого обошлась и Цукербергу. В этом году его собственный капитал сократился более чем на 70 миллиардов долларов на фоне резкого падения курса акций Meta.
Роджер Макнейми, один из первых инвесторов, ставший критиком Facebook, который когда-то был близким доверенным лицом Цукерберга, говорит: «Facebook потратил десятки миллиардов на создание демо-версии, которая каким-то образом одновременно антиутопична и смехотворно плоха».
Надвигается В августе прошлого года певица Ариана Гранде раскрутила свои лучшие хиты, как она делала это бесчисленное количество вечеров. Но это был не обычный концерт: Гранде выступала в образе гигантского виртуального аватара, пока геймеры парили в подземельях, облаках и поганках в видеоигре Fortnite.
Алекс Уиллс, директор по опыту в британской технологической компании Disguise, смотрел, используя свой аватар. У него было много причин для интереса. Disguise уже предоставила иммерсивные декорации для живых выступлений поп-звезды, и теперь компания, занимающаяся виртуальными эффектами, начала использовать метавселенную и ее возможности для цифровой музыки.
В Fortnite столкнулись миры поп-музыки, фильмов и игр. , которая изначально была просто названием «пристрели их всех». Разработанная Epic Games, в которую играют 270 миллионов человек по всему миру, Fortnite считается одним из первых примеров метавселенной.
«Fortnite начиналась как игра в жанре «королевская битва» — игра-стрелялка — и во что она превратилась, и это еще одна ссылка на Meta, по сути, это социальная сеть, — говорит Уиллс. «Люди ходят туда, чтобы потусить и пообщаться».
Как и Цукерберг, Disguise делает большие ставки на метавселенную. После пандемии виртуальные мероприятия и концерты стали более популярными, и миллионы людей регистрируются, чтобы их посетить. Disguise использует программное обеспечение, камеры и экраны для создания захватывающих трехмерных изображений, которыми можно наслаждаться в виртуальных мирах.
Этот бизнес далеко не одинок. Hadean – еще одна британская компания, которая занимается разработкой программного обеспечения для метавселенной и игр.
Мими Кешани, ее главный операционный директор, говорит: «Мы видим интерес со стороны всех секторов. Виртуальные рабочие места, виртуальное образование, виртуальная адаптация: мы создаем эти среды для конференций, концертов. Пандемия ускорила все это».
Компании быстро пытаются принять эти изменения, говорит она, но развитие напоминает Интернет в начале 2000-х: все знали, что им нужен веб-сайт, но большинство компаний этого не знали. Я не знаю, что с ними делать.
Конкурирующие взгляды
Однако ясно, что Мета не единственная, кто пытается построить метавселенную.
Тим Суини, исполнительный директор Epic Games, разработчика Fortnite, также представил свою компанию с оборотом в 30 млрд долларов как бизнес метавселенной.
Roblox, видеоигра, популярная среди поколения Z, рассматривается как еще один опыт метавселенной. , где игроки создают свои собственные игры для друзей.
Minecraft от Microsoft — еще одно название, получившее этот ярлык. Даже Apple находится на снимке с технологическим гигантом, работающим над очками виртуальной реальности. Если калифорнийскому технологическому гиганту удастся повторить успех iPhone, то технология виртуальной реальности еще может стать чрезвычайно популярной.
Стремление к развитию метавселенной может превратиться в технологическую гонку вооружений между большими технологиями. В своем объявлении о ребрендинге Facebook Цукерберг продемонстрировал всевозможные экзотические технологии, которые однажды могут стать частью метавселенной.
Одним из таких нововведений являются тактильные технологии — гаджеты, которые могут создавать физические ощущения на вашей коже от вашей одежды или даже полностью виртуально. Пара тактильных перчаток может создать ощущение, что вы берете ручку или держите меч.
Компания Meta также работает над гаджетом Project Cambria – высокотехнологичной виртуальной гарнитурой, способной имитировать выражение лица человека на его аватаре в метавселенной. Компания разрабатывает пару очков дополненной реальности под названием Nazare, которые могут проецировать виртуальные изображения или каналы социальных сетей на реальный мир. Большинство этих гаджетов еще не готовы к продаже.
Компания дразнила другие продукты, которые, по ее мнению, могут быть частью метавселенной, такие как солнцезащитные очки RayBan, которые стоят 299 фунтов стерлингов и могут использоваться для съемки видео, которые публикуются прямо в социальных сетях. Цукерберг даже заявил, что интерфейсы машинного мозга и управляемые разумом экраны однажды станут частью метавселенной.
Однако на данный момент большинство игр и впечатлений, попадающих в ведро метавселенной, разрознены и используются в основном на игровых консолях или ПК.
Мир Minecraft, построенный из кубиков, обожают миллионы фанатов
Кешани из Hadean говорит, что однажды эти миры станут «функционально совместимыми», что означает, что пользователи смогут с легкостью переходить от одной игры к другой. Однако это может быть легче сказать, чем сделать, поскольку это будущее может быть заблокировано крупными технологическими компаниями. «В их интересах контролировать это, это разочарует и не оправдает обещаний».
Цукерберг пообещал, что Meta откроет свои технологии для многих разработчиков, хотя есть опасения, что она станет «обнесенным стеной садом», который оставит полную власть в руках компании из Силиконовой долины.
«По метавселенной больше вопросов, чем ответов, — говорит Дэн Айвз, технологический аналитик с Уолл-стрит в Wedbush, — с точки зрения монетизации, каким в конечном итоге будет внедрение и сколько лет до того, как инвесторы на самом деле увидеть отдачу от десятков миллиардов долларов, которые Meta собирается потратить на его создание».
Есть также вопросы о том, насколько ребрендинг Facebook был вызван желанием изменить свой имидж, а не реальной ставкой на технологию.
За несколько дней до того, как Цукерберг представил Meta, Фрэнсис Хауген, 37 лет, бывший сотрудник в Facebook, появился в программе CBS 60 Minutes.
Бывший специалист по данным поделился с Сенатом США большим количеством документов, утверждая, что Facebook знал, что его продукты для социальных сетей вызывают политические волнения. Среди самых разрушительных заявлений было утверждение, что Instagram заставляет девочек-подростков чувствовать себя несчастными и способствует причинению себе вреда.
Она тайно копировала десятки тысяч страниц внутренних исследований Facebook. Многие из них просочились в СМИ или были переданы журналистам. «Сегодняшняя версия Facebook разрывает общества на части», — заявила она.
Критики Цукерберга утверждают, что Мета-ребрендинг в октябре 2021 года был не более чем пиар-ходом, призванным отвлечь внимание от проблем компании.
«Смущает то, что на это повелись журналисты и политики, — говорит Макнейми. «Разговор перешел к метавселенной, представленной как следующее большое событие, а не к крушению поезда, как оно есть на самом деле». Представитель Meta назвал это заявление «чушью».
Meta и Цукерберг настаивают на том, что многие утверждения Хаугена рисуют «ложную картину» о компании. Компания утверждает, что данные, которые она раскрыла, были в основном исследованиями, проведенными компанией, пытающейся бороться с вредом.
Но бывшие инсайдеры Facebook считают, что здесь есть и элемент умелого пиара: перезапуск Meta дал компании новый старт. Один источник говорит: «Марк был нетерпелив с грязными и грязными компромиссами, связанными с управлением огромной платформой социальных сетей. Делать что-то инновационное — это своего рода эскапизм».
Не все с этим согласны. «Они вложили свои деньги в дело», — отмечает второй источник. «У Марка было видение, и в итоге он стал инженером и техническим специалистом».
Приверженность генерального директора настолько серьезна, что он, как сообщается, сказал сотрудникам начать называть себя «метаматы».
Как бы то ни было, ставки для Facebook, Meta и Цукерберга высоки. Десятки миллиардов долларов должны быть вложены в передовые технологии без четкого пути к зарабатыванию денег.
Хотя Facebook и Instagram зарабатывают на рекламе миллиарды долларов, очевидной параллели нет. еще в метавселенной.
Как отмечает Брайан Визер, аналитик по рекламе и технологиям в GroupM: «Это так далеко от реальности».
«Платных медиа в обычном смысле не существует», — говорит он, добавляя, что «в какой-то момент люди просто начнут переименовывать внутриигровую рекламу в рекламу метавселенной».
Игра Цукерберга <р>Meta определила, что может остаться позади, если не будет действовать сейчас, говорит один из бывших сотрудников. «Есть такое ощущение, что Meta доминирует исключительно, но Facebook всегда говорил, что чуть не умер в 2012 году из-за мобильных телефонов. Следующая вещь может уничтожить его. Это паранойя. Не просто следующее приложение, а следующая вычислительная парадигма».
Уиллс из Disguise добавляет: «Эти [виртуальные мероприятия] посещают сотни миллионов людей, так что Meta видит угрозу. Они говорят: «Хорошо, нам нужно развивать эти миры, чтобы привлечь внимание молодого поколения».
Представитель Meta сказал: «Нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем будет реализована Метавселенная. То, чем Марк поделился в 2021 году, было заявлением о намерениях — вдохновляющим видением того, куда, по нашему мнению, движется вся отрасль и куда, как мы надеемся, пойдет дело».
Цукерберг готовится к бою всей своей жизни. В недавнем видео, размещенном в Интернете, он натягивает боксерские перчатки и наносит серию ударов руками и ногами, прежде чем сбить Кхая Ву, профессионального бойца UFC, на землю.
Видео спарринга Цукерберга, которое, по его словам, помогает ему остыть от трудностей управления Meta, появляется, когда он готовится к конференции компании Connect в следующем месяце. Цукербергу придется продемонстрировать некоторые плоды последних лет исследований и разработок в области метавселенной.
Могут быть представлены новые версии гарнитуры Quest VR от Meta и ее более совершенного устройства «Project Cambria». Но до более полной версии видения Цукерберга еще далеко.
Игра Цукерберга заключается в том, что метавселенная может обратить вспять упадок других приложений для социальных сетей Meta. Он должен убедить миллиарды людей войти в метавселенную, а затем найти способ доминировать в новой среде.
Тем временем Цукерберг выглядит все более изолированным. Генеральный директор часто работает удаленно со своей виллы стоимостью 100 миллионов долларов на Гавайях, и некоторые из его ближайших союзников уволились.
Марк Цукерберг большую часть времени проводит на Гавайях, работая удаленно. Фото: Aohan/The Mega Agency
Уход Сандберга, руководителя Facebook, которого однажды назвал «взрослым в комнате», является самым громким событием. Но Майк Шрепфер, долгое время занимавший должность технического директора Цукерберга, также ушел в этом году, а Адам Моссери, глава Instagram, переехал в Лондон вместе с Клеггом, его главным пиарщиком и бывшим заместителем премьер-министра Великобритании.
Аналитик с Уолл-Стрит Айвз говорит, что Meta достигла критической развилки на дороге.
«Цукерберг, несмотря на свои разногласия, создал платформу, которая является исторической по своему успеху», — добавляет он. . «Но с учетом сказанного, ударит ли молния дважды?»
С кругами соперников и высмеивающими его критиками Цукерберга можно простить за то, что он предпочел свой эскапистский виртуальный мир реальному, где он так часто завален плохими вещами. Новости.
Видение метавселенной основателя Facebook может быть его самой амбициозной идеей.
Если ему это удастся, Цукерберг, которого часто высмеивают за сходство с «роботом», снова превзойдет все шансы и изменит то, как люди общаются друг с другом. Однако ошибка может показать, насколько далеко Цукерберг живет от реальности.
Свежие комментарии