Дуглас Росс вызвал Николу Стерджен на вопросы первого министра о скандале с паромами. Фото: Кен Джек. на верфь, принадлежащую бизнесменам, поддерживающим независимость, в скандале с паромами SNP напоминал «корпоративное мошенничество» и имел «запах политической коррупции», сказал Дуглас Росс.
Лидер шотландских консерваторов сказал, что «единственный вывод», который разумный наблюдатель мог сделать из просочившегося досье, опубликованного на этой неделе, заключался в том, что тендерный процесс для двух судов, строящихся в Ferguson Marine, был «сфальсифицирован».
Выступая на «Вопросах первого министра», он попросил г-жу Стерджен объяснить, почему верфь провела конфиденциальную встречу с CMAL, паромным агентством, принадлежащим правительству Шотландии, и получила разрешение изменить свой дизайн в ходе тендера.
Г-н Росс также спросил, почему Ferguson's получила 424-страничную «шпаргалку» с изложением технических требований паромного оператора CalMac, в то время как другие участники торгов имели доступ только к 125-страничной брошюре.
На фоне призывов к общественному расследованию. и полицейское расследование, г-жа Стерджен настаивала на том, что ее правительство «не знало о каких-либо нарушениях в процессе закупок» и не участвовало в этом.
Паром снова задерживается
Но лидер шотландских консерваторов указал, что верфь принадлежала Джиму Макколлу, который в то время был видным сторонником независимости и экономическим советником правительства г-жи Стерджен.
Обмен в Холируде произошел после того, как выяснилось, что один из два парома, оказавшиеся в центре скандала, снова перенесены на первый квартал 2024 года. Ожидалось, что судно будет введено в эксплуатацию в период с октября по декабрь следующего года.
В письме комитету Холируд верфь признала, что их стоимость может вырасти еще на 84 миллиона фунтов стерлингов до 338 миллионов фунтов стерлингов. Их цена выросла с 97 миллионов фунтов стерлингов, и они уже опоздали на пять лет.
Один из двух паромов Caledonian Macbrayne, построен на верфи Ferguson Marine в Порт-Глазго. Фото: Джейн Барлоу
Ранее на этой неделе расследование, проведенное программой BBC Scotland Disclosure, показало, что Ferguson Marine была оказана особая помощь в заключении контракта.
Ранее выяснилось, что верфь заключила сделку, несмотря на отказ предоставить гарантию полного возмещения средств, стандартное для отрасли положение, защищающее налогоплательщика.
В предыдущем отчете Стивена Бойля, генерального аудитора Шотландии, сообщалось, что CMAL была против присуждения контракта Ferguson Marine, но министры SNP все равно дали зеленый свет.
Он также выразил разочарование в связи с отсутствием каких-либо официальных отчетов о дискуссиях министров о том, почему они настаивают на своем, заявив, что это «столь необычно для масштаба этого контракта».
Г-н Бойль объявил, что изучит новые доказательства, обнаруженные программой при поддержке Джона-Пола Маркса, самого высокопоставленного мандарина шотландского правительства.
«Общественность держали в неведении»
Г-н Росс спросил г-жу Стерджен, почему доказательства льготного режима не был предоставлен генеральному аудитору или комитету Холируд для расследования скандала.
«Единственный вывод, который может сделать любой разумный человек, — сделка была сфальсифицирована. Но мы не знали ничего об этом, пока это просочившееся досье не было раскрыто журналистами-расследователями на этой неделе», — сказал он.
«Вместо этого мы получили секретность. Публику держали в неведении. Ясно, что правительство и его агентства прикрывались».
Он добавил: «Этот скандал выглядит как корпоративное мошенничество и имеет запах политической коррупции».
Г-жа Стерджен сказала, что со стороны г-на Росса противоречиво одновременно утверждать, что министры вынудили CMAL передать контракт Фергюсону вопреки ее здравому смыслу, и что паромная фирма предоставила верфи льготный режим.
Она сказала MSP. : «Министры не участвовали в процессе. Мы не были замечены в документах о закупках или причастны к обмену между CMAL и участниками торгов».
Первый министр признал, что обвинения были «серьезными» и будут расследованы. Однако она настаивала на том, что еще не принято решение о том, передаст ли налогоплательщик последнее увеличение стоимости паромов на 84 миллиона фунтов стерлингов.
Свежие комментарии