Натали и Манал Исса в фильме «Пловцы». рвота от шума; маленькая рыбка прыгает в лодку, чтобы съесть то, что только что было изгнано. Так прошел день на съемочной площадке — в море — в «Пловцах», новом фильме Netflix, рассказывающем о путешествии Юсры и Сары Мардини из раздираемой войной Сирии к олимпийскому успеху в Рио-де-Жанейро в 2016 году. «Они не хотели прекращать [съемки]», Режиссер Салли Эль Хосаини говорит об актерах, страдающих морской болезнью, многие из которых являются настоящими беженцами, которые прежде бежали из своих домов ни с чем. «Они хотели продолжать».
«Пловцы», в отличие от других книг, шоу и подкастов, не сосредоточены исключительно на невероятной истории Юсры Мардини, подражательницы чемпионки по плаванию, которая в 2015 году покинула Дарайю, Сирия, в 17-летнем возрасте через тот переправу на лодке, на грани смерти, во время которой она плыла. несколько часов в ледяной воде после того, как у шлюпки заглох мотор, и всего год спустя он участвовал в Олимпийских играх.
Джек Торн, сценарист книг «Гарри Поттер и проклятое дитя», «Его темные начала» и «Это Англия», шесть лет назад был нанят для написания истории Юсры исполнительным продюсером Стивеном Долдри (Билли Эллиот, «Часы»). «Но как только она начала говорить о своей сестре и о сложных отношениях, которые у них были, казалось, что фильм и закончился».
Старшие девочки Мардини (у них есть младшая сестра Шахед) выросли в воде, их тренировал их отец-тренер Эззат, чтобы они стремились к Олимпийским играм. Юсра соревновался в Дубае и Турции и представлял Сирию на чемпионате мира по плаванию в 2012 году, пока война, бушевавшая достаточно далеко от их пригорода, не начала приближаться. Семейный дом был разрушен; военизированные формирования задержали Эззата, пытали его и подвешивали за ноги, что, как оказалось, было ошибкой при опознании. Неразорвавшаяся бомба упала через крышу в бассейн однажды, когда Юсра тренировался.
Комбинация убедила старшего «дикого ребенка» Сару, которой тогда было 20 лет, что им нужно убираться — и при условии, что они сделают это с двоюродными братьями рядом с ними, их родители согласились. В августе 2015 года они бежали в Германию, двое из 1,3 миллиона отправились в опасное путешествие в Европу в год, который станет самым высоким со времен Второй мировой войны по количеству прошений о предоставлении убежища.
Они прилетели в Турцию, прежде чем сесть на лодку, которая должна была доставить их на Лесбос, — семиместную лодку, в которой было втиснуто 20 пассажиров, включая матерей, укачивающих своих младенцев. Когда лодка начала набирать воду, их спасло плавание: Сара первой прыгнула в воду, убеждая свою сестру сделать то же самое. Вместе с двумя другими мужчинами на борту, которые умели плавать, они вели лодку в течение трех часов, пинаясь так сильно, что у них слетела обувь. Все выжили.
Фильм стремился к точности в каждой детали, вплоть до футболки и повязки на голове, которые были на Юсре, когда она прибыла на Лесбос. Оба Мардини были активно вовлечены в фильм с самого начала: Торн искал их отзывы во время процесса написания сценария, а Эль Хосайни («Мой брат-дьявол») копался в своих плейлистах Spotify, чтобы узнать, под что они танцевали тем последним беззаботным сирийским летом 2015 года. (Юсра сказала, что ее любимая сцена — девушки, танцующие на крыше клуба под Титаниум Сиа).
Эль Хосайни хотел пригласить сирийских актеров на главные роли, но поскольку съемки проходили в Великобритании, Бельгии, Германии и Турции, «стало очевидным, что мы не сможем получить документы». Поэтому она связалась с Маналом Исса, ливанским актером, которого она видела в независимых фильмах, и позвала ее на прослушивание. Когда Манал упомянула, что у нее есть сестра, которая, как и она, не умела плавать и не была актрисой, а училась на степень магистра литературы, Эль Хосайни настоял на том, чтобы она вошла. «Когда они были вместе, это было для меня это не проблема», — вспоминает она. «Мне казалось, что я нашла ливанскую версию сестер Мардини».
Сестры Сара и Юсра Мардини, героини фильма «Пловцы», на кинофестивале в Торонто в 2022 году. Фото: Getty
Большая часть съемок проходила в условиях изоляции, а это означало, что Мардини и Иссас впервые встретились вчетвером через Zoom. «Очень быстро Сара и Манал подружились, а Юсра и Натали подружились. Они объединились в свои пары [в зависимости от того, кто кого играл], что было очень приятно видеть. Это было похоже на естественный инстинкт».
Для фильма Исса учили плавать, а их первые уроки проводил Свен Спанненкребс — немецкий тренер Юсра, которого выследил, когда они наконец пересекли границу. В фильме используются двойники для большинства сцен плавания, в том числе настоящая Юсра, играющая Натали, играющая ее. «Это было очень забавно, потому что она была Юсрой номер два в списке вызовов, а не Юсрой номер один (потому что это была Натали)», — говорит Эль Хосайни. «Когда первый помощник режиссера позвонила Юсре номер два, она сказала: «Нет-нет, я настоящая Юсра Мардини!»
Попасть в их мировоззрение было легко для валлийско-египтянки Эль Хосайни, в семье которой были пловцы, и которая провела подростковые годы в Каире. Это был скорее скачок для Торна, который говорит, что если бы к нему обратились по поводу этого проекта сегодня, «я бы не взялся за него. Я бы никогда не подумал, что я был подходящим человеком для этого». Вопрос о том, чьи истории могут рассказать другие, стал острым, когда Эль Хосайни присоединился к команде на полпути к процессу.
Натали и Манал Исса в фильме «Пловцы». Фото: Netflix
Он написал сценарий из «версии Сирии в моей голове, которая была из книг и всего остального», создавая сцены, «в которых девушки оказывались в трудных ситуациях, но не праздновали их живость». Сцена в ночном клубе, например, является одной из самых важных в фильме, и «я бы никогда не написал об этом… я бы снял гораздо более благочестивый фильм, и именно поэтому Салли правильно рассказывает эту историю, а я нет. Я очень горжусь работой, которую проделал, но я бы больше не взялся за такой проект». Ограничивает ли писатель закрытие определенных тем? «Я бы не сказал, что закрыты», — размышляет Торн. «Я бы сказал, лучше в чужих руках».
Обращение к теме беженцев кажется более пророческим сейчас, когда миграция в Великобританию достигла самого высокого уровня за 32 года. Истории, с которыми Эль Хосайни и Торн столкнулись во время создания «Пловцов», только продемонстрировали агонию таких переездов: один актер добрался до лондонского автовокзала Виктория, свернувшись в чемодан; другой совершил то же самое путешествие, которое они выдумали, из Турции в Грецию, но на деревянной весельной лодке. Семья, показанная в фильме, совершающая переход, — это настоящая семья из четырех человек, которые решили показать своим детям, через что прошли их родственники-мигранты.
«В этом фильме много героев, — говорит Торн. «Но одним из героев является Меркель, и то, что она сделала [разрешив беженцам въехать в Германию]… этим невероятно щедрым поступком — поступком, который был опасен для нее политически, и она знала, что это опасно для нее политически — она спасла бесчисленные, бесчисленные жизни». Он менее категоричен в отношении реакции Великобритании на текущую ситуацию, называя «язык, риторику, исходящие из уст Суэллы Брейверман, презренными и действительно пугающими для всех нас с точки зрения нашего будущего как страны… Я не знаю точно». когда Великобритания стала этой страной, но это не та страна, в которой я вырос. И, надеюсь, это не будет страна, в которой растет мой сын».
Юсра Мардини выступает в Рио на Олимпийских играх 2016 года. Фото: Reuters
Эль Хосаини говорит: «Кажется, существует убеждение, что если вы сторонник беженцев, [вы] каким-то образом непатриотичны. И я не знаю, почему эти две вещи должны быть связаны… единственный кризис, который я чувствую, — это кризис отсутствия сочувствия, а не кризис беженцев». Ее убежденность в том, что беженцы делают страны богаче, легко подтверждается в случае Юсры, где шумиха вокруг ее дома в Рио привела к тому, что она стала самым молодым послом доброй воли Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в возрасте 19 лет (благодаря которому она познакомилась с Бараком Обамой и Папой Римским). ).
Сара, со своей стороны, вернулась на Лесбос, чтобы работать в неправительственной организации, которая помогала мигрантам, прибывающим на берег. Но, как мы узнаем только из титров фильма, за эту гуманитарную деятельность ее наказывают — в 2019 году сажают на 100 суток, а теперь ждут до 25 лет по обвинению в шпионаже и контрабанде.
Именно этих последних этапов жизни Мардини фильму не хватает; в реальной жизни между ними почти не было разногласий, связанных с олимпийским путешествием Юсры (травма плеча помешала Саре, которая также была в сборной Сирии, попытаться участвовать в соревнованиях). Старшая сестра сочла «несправедливым» и «действительно болезненным», что ее, любившую плавать так же сильно, как Юсру, отодвинули в сторону, а подростка вытолкнули на глобальную сцену; пара была разлучена до заключения Сары. Чувство хорошего настроения в финале, кажется, отрицает, насколько расходились пути, по которым шли женщины, и проблемы восстановления их отношений.
Тем не менее, Эль Хосайни говорит, что это вызвало отклик у обоих Мардини. . Они все вместе смотрели фильм в кинотеатре в Берлине; сестры посередине, креативщики сзади. «И в конце Сара перелезла через стулья в кинотеатре между нами, крепко обняла меня и сказала: «Спасибо». Вы напомнили мне, как сильно я люблю свою сестру».
Пловцы теперь на Netflix
Свежие комментарии