Питер О'Тул в роли Т. Э. Лоуренса и Омар Шариф в роли шерифа Али ибн эль-Хариша в фильме «Лоуренс Аравийский». Фото: Allstar/Alamy
Ближе к концу первой половины «Лоуренса Аравийского» запыленный и подавленный Т. Э. Лоуренс, только что проделавший свой путь через Синайскую пустыню, сталкивается с мотоциклистом через Суэцкий канал. Всадник кричит: «Кто ты?» Когда Лоуренс смотрит на него со смесью замешательства и страха, становится ясно, что Т. Э. Лоуренс — археолог, ученый и воин — больше не представляет, кто он такой.
Тем не менее, то же самое можно сказать и об актере, сыгравшем Лоуренса, Питере О'Туле, у которого был один из самых длинных и изнурительных графиков съемок в истории кинематографа. К концу съемок он тоже едва знал, кто он такой.
На момент отбора, в возрасте 28 лет, О'Тул провел успешный первый сезон в RSC в Стратфорде и снялся в небольших ролях в нескольких ничем не примечательных фильмах. Тем не менее, режиссер Лоуренса Дэвид Лин видел, как он играл жизнерадостного капитана Монти Фитча в фильме 1960 года «День, когда они ограбили Банк Англии», и впоследствии заявил: «Он у меня есть!»
Продюсер Сэм Шпигель не был уверен. У него была предыдущая форма с О'Тулом, который испортил кинопробу для картины Шпигеля «Внезапно прошлым летом», по-видимому, по прихоти. Играя нейрохирурга, О’Тул повернулся к камере и сказал: «Все в порядке, миссис Шпигель, но ваш сын больше никогда не будет играть на скрипке». Мало того, что он не получил роль, но реакция Шпигеля на намерение Лина взять его на роль заключалась в том, чтобы сказать: «Говорю вам, он никуда не годится. Я это знаю.
За роль О'Тулу заплатили 12 500 фунтов стерлингов. Это были гроши для исполнителя главной роли — актеру второго плана Хосе Ферреру платили вдвое больше, — но целое состояние для пока еще неизвестного актера. Как только он его принял, ему пришлось выпутаться из согласованного с RSC сезона, что вызвало постоянную вражду между ним и тогдашним художественным руководителем Питером Холлом, а затем отправиться в Иорданию, где должны были сниматься фильмы, в Начало 1961 года. Печально известный скандальный актер, который уже приобрел репутацию пьяницы и ненадежного человека, прибыл в страну с сильным похмельем, и с ним побеседовал Энтони Наттинг, бывший дипломат, который работал техническим консультантом фильма. «Ты единственный актер, который у нас есть для Лоуренса, — сказал ему Наттинг. «И если вас отправят домой, это конец фильма, и, вероятно, это конец вас».
Печально известный скандалист: Питер О'Тул посвятил себя Лоуренсу Аравийскому после того, как получил строгое предупреждение о его поведение. Фото: Cinematic Collection/Alamy Stock Photo
О’Тул поверил ему на слово, погрузившись в образ Лоуренса. Он провел месяцы, занимаясь всем: от обучения верховой езде на верблюде до жизни с бедуинскими племенами, и все это в условиях палящего зноя, из-за которого нормальное передвижение было практически невозможным. Лин поощрял эту приверженность, говоря О'Тулу: «Физический дискомфорт — цена подлинности». Тот факт, что Лин отправил свой Rolls Royce с кондиционером за огромные деньги, предполагает, что его собственная приверженность этому дискомфорту была менее подлинной, чем у его ведущего человека.
Когда 15 мая 1961 года началось производство, Лин намеренно заставил актера пройти десятки дублей в сильную жару с целью «выбить ветер из его парусов», и отказался хвалить его игру. Это привело О'Тула в отчаяние; под своей бравадой и харизмой актер был глубоко неуверен в своей первой главной роли на экране и считал себя некомпетентным. Однажды вечером, разгневанный тем, что он считал своими ограничениями, О'Тул разбил окно фургона, сильно порезавшись.
В конце концов стало очевидно, что снимать в Иордании, вдали от цивилизации, нецелесообразно. Актеры и съемочная группа страдали от частых вспышек дизентерии и скарлатины, что часто приводило к тому, что актеры были недоступны для съемок, что становилось все более громоздким производственным графиком. Соответственно, в декабре 1961 года съемки переместились в более спокойную среду Испании.
Свет, камера, напряжение: О’Тул и режиссер Дэвид Лин на съемочной площадке. Фото: Джордж Ринхарт/Corbis через Getty Images
О'Тул отпраздновал переезд в Европу, сильно напившись, и впоследствии он стал гораздо менее податливым. Алек Гиннесс, сыгравший коварного принца Фейсала, поначалу был впечатлен им, написав в своем дневнике: «[О'Тул] обладает большим своенравным обаянием и удивительно хорош в роли Лоуренса. С ним мечтательно хорошо играть, он обладает большим личным обаянием и весельем». Но увидеть это веселье вблизи в Испании было менее приятным опытом. После того, как О’Тул в пьяном виде хулиганил на вечеринке и швырнул в лицо хозяину бокал шампанского, Гиннесс написал: «Питера могли убить — застрелить или задушить. И я начинаю думать, что жаль, что его не было».
На этом этапе производства О'Тул становился все более беспокойным и увлекался возмутительными импровизациями. Одна из ключевых сцен в фильме происходит, когда Лоуренса похищает и порет турецкий бей: она наполнена гомоэротизмом, и подразумевается, что сексуально амбивалентный Лоуренс был изнасилован. Когда О'Тул и Джек Хокинс, как начальник Лоуренса генерал Алленби, должны были сыграть длинную сложную сцену, в которой они обсуждают жестокое обращение с Лоуренсом, Лин потребовал несколько дублей, и в конце концов раздраженный О'Тул закричал: «Я был чертовски -d некоторыми турками». Всегда учтивый Хокинс, который стал хорошим другом и собутыльником О'Тула, воспринял это спокойно и ответил: «Как жаль».
Отношения О'Тула со Шпигелем не улучшились во время производства, и позже он сказал о продюсере: «Разрушение было игрой Сэма… Я терпеть не мог этого человека». Тем не менее мастерским ходом Шпигеля, увидев, что Лин во время производства стал почти родным, было объявить, что 10 декабря 1962 года у фильма будет представление Королевского командования, а это означает, что, учитывая, что съемки закончились 18 августа, у Лин будет всего четыре месяца, чтобы смонтировать четырехчасовой фильм. О'Тул неохотно восхищался решительностью Шпигеля: «Должен сказать, что это был мастерский ход со стороны Сэма… [он] знал, что мы слишком затянулись; Мы с Дэвидом начали забывать, что снимаем фильм. Через два года это стало образом жизни».
Продюсер Сэм Шпигель (слева) и режиссер Дэвид Лин (справа) ) на съемках фильма «Лоуренс Аравийский». Фото: Masheter Movie Archive/Alamy Stock Photo
Это сказалось на актере как психологически, так и физически: он получил множество травм, в том числе растяжение паха, ожоги третьей степени, растяжение связок шеи, трещины в лодыжках, разрывы связок и вывих позвоночника. В итоге были более простые способы заработать 12 500 фунтов стерлингов.
Тем не менее, когда состоялась премьера фильма, стало очевидно, что Лин создал шедевр, чему неизмеримо помогла невероятная преданность своей звезды. На премьере к О’Тулу подошел Ноэль Кауард. Более мягкое воспоминание об их встрече заставило Кауарда сказать: «Если бы ты была немного красивее, дорогая, фильм должен был называться Флоренция Аравийская». В то время как в более рискованной версии он сказал: «Если бы Лоуренс выглядел так, как ты, Питер, в очереди на секс-сессию стояло бы гораздо больше, чем 12 турков».
«Лоуренс Аравийский» имел огромный кассовый успех и огромный успех на «Оскаре», получив награды за лучший фильм, лучшую режиссуру и множество других наград. Это сделало его главного героя звездой и позаботилось о том, чтобы до конца своей карьеры он изящно вздрагивал, пока музыкальная тема Мориса Жарра из Лоуренса сопровождала его выход на бесчисленные сцены награждения и диваны для ток-шоу.
Однако Шпигель так и не проникся к нему симпатией. «Ты делаешь звезду, ты делаешь монстра», — сказал он. И Лин избегал роли наставника, которую он мог бы взять на себя в жизни и карьере О’Тула. В разговоре с одним другом он назвал О'Тула «настоящим наркоманом», имея в виду пьяные выступления актера в ток-шоу, которые могли стоить ему «Оскара», и неспособность выполнять рекламные обязательства из-за похмелья.
Однако О'Тул по-прежнему привержен бережливому производству. На панихиде режиссера он прочитал стихотворение Джона Донна «Смерть, не гордись». А когда его спросили об их отношениях, он ответил: «Самое большое влияние на мою жизнь оказал Дэвид Лин. Я получил высшее образование в области бережливого производства, я получил степень бакалавра в области бережливого производства, работая с ним практически день и ночь в течение двух лет». Результаты говорят сами за себя, 60 лет спустя.
Свежие комментарии