«Для детей рисунки выглядят достижимыми»: сцена из фильма «Снеговик» на 4-м канале, впервые показанная в День подарков 1982 года. Фото: Moviestore/Shutterstock
«Снеговик» — фильм о любви. Но это также и потеря», — говорит Пол Мэдден, редактор Channel 4, который 40 лет назад заказал анимационную версию бессловесной иллюстрированной книги Рэймонда Бриггса 1978 года. «Рождество — это счастливое время, хотя и грустное, потому что вы думаете обо всех отсутствующих людях».
Сам Бриггс умер в августе этого года в возрасте 88 лет. Автор и иллюстратор, как известно, скрывался за сварливой личностью, но Мэдден помнит его «порочное чувство юмора. Более прямолинейные люди не согласились бы на это. Он был мик-тейкером. В его кабинете была его модель в натуральную величину, сидящая на унитазе с катетером. Он был вечным студентом-художником».
Рассказы Бриггса обнаруживают детское чудо в унылой обыденности английской жизни. Итак, в «Снеговике» одинокий единственный ребенок находит дружбу и приключения с озорным снеговиком, который берет его в волшебный полет над Саут-Даунс, а затем тает.
В новом документальном фильме, приуроченном к 40-летию фильма, Мэдден говорит, что тогда еще совершенно новый Channel 4, который начал вещание в ноябре 1982 года, хотел «вызвать революцию в британской анимации, потому что у нас было так много блестящих талантов. В то время анимация на телевидении была кричащей, громкой и в основном американской. Мы хотели привнести в форму британскую чувственность — более приглушенную, причудливую чувственность». Он вспоминает, как сказал своему боссу, исполнительному директору-основателю Channel 4 Джереми Айзеку: «Мы должны сыграть «Снеговика». Это будет британский ответ диснеевскому фильму. Я знал, что это будет здорово на Рождество, потому что это семейный фильм… для детей всех возрастов».
Разговаривая по телефону из своего дома в Уэльсе, Мэдден сказал мне, что, когда он понял, что TVC, команда, которая предлагала анимировать «Снеговика», сделала «Желтую подводную лодку» Битлз в 1968 году, «я подумал, что это выигрышная комбинация. Но мне действительно пришлось за это поспорить, потому что ни один канал тогда не заказывал получасовые фильмы для детей. И анимация стоила дорого».
На TVC работали две амбициозные молодые женщины-аниматоры — Хилари Одус и Джоанна Харрисон. В разговоре со мной по видеосвязи Аудус сказал мне: «Тогда мы в основном снимались в рекламных роликах. Мы сделали Тигра Тони [для Kellogg’s Frosties] и Toblerone. Но в то время у нас ничего не было, поэтому мы фактически ремонтировали приемную TVC, обивали стулья, когда появился Снеговик, и Джон Коутс, продюсер, захотел использовать нас более выгодно ». Харрисон кивает. «ТВ в то время снимал еще один фильм под названием «Замок» о рыцарях в доспехах, — говорит она. «Джон дал это мальчикам, и я думаю, что он подумал, что «Снеговик» больше подходит для девочек… Мягкие, округлые картинки для маленьких детей».
Превратить эти мягкие округлые картинки в 30-минутную анимацию было непростой задачей. «Раймонд прислал нам коробку со своими оригинальными рисунками, — вспоминает Харрисон. «Я помню, как открывал его и вынимал эти красивые, похожие на драгоценности иллюстрации. Как мы должны были транспонировать такое нежное произведение искусства в один кадр в секунду? Это было непостижимо. Другой аниматор, Джилл Брукс, которая в то время только что закончила работу над фильмом Pink Floyd «Стена», подошла и сказала, что может сделать эту прекрасную работу восковыми мелками. Она делает паузу. «Для детей эти рисунки выглядят достижимыми, в отличие от современной компьютерной графики. Это часть апелляции.
«Но могу я просто сказать вам, как трудно нарисовать этого снеговика? Выглядит очень просто: круг, две черные точки вместо глаз, овал вместо носа и линия рта. Но когда пробуешь, каждый раз получается по-разному. Во всем этом мягком белом пространстве негде спрятаться. Расположение глаз невероятно сложно». В документальном фильме Брукс демонстрирует, как они добавили снеговику снежную текстуру, используя палочки для шашлыка из местной еды на вынос.
Это был не единственный находчивый трюк команды аниматоров, которым не помогали компьютеры. «Когда они прибывают на Северный полюс, все полярное сияние было украшено бриллиантами на скотче на картине. Вы помещаете его под камеру с солнечным объективом, который заставляет его светиться всеми цветами радуги», — говорит Харрисон. «У волшебных огней на дереве была черная карточка с пробитыми в ней отверстиями, через которые проходил свет. Нам пришлось пропустить это через камеру дважды, с вазелином на объективе».
'Мы пошли в паб' : Хилари Одус (слева) и Джоанна Харрисон, аниматоры. Фото: Channel 4
Команде также пришлось увеличить рассказ Бриггса, чтобы заполнить полчаса. «Мы пошли в паб, — говорит Аудус. «В One Tun на Гудж-стрит и выпил пару пинт. Так люди работали тогда. Мы придумали множество безумных идей, в том числе сцену, где маленький мальчик проваливается в барсучью нору на барсучье чаепитие. Ты можешь представить?!
«Я придумал сцену, в которой они мчатся по лесу на мотоцикле. Я люблю животных, поэтому мне понравилось добавлять фазана, сову, лису и лошадь. Мы все считали логичным, что если этот снеговик умеет летать, то все снеговики умеют летать. Поэтому мы отправили их на съезд снеговиков, чтобы встретить Деда Мороза». Харрисон говорит, что Бриггс не был впечатлен появлением человека в красном в качестве гостя. «Он думал, что это тви. Что было забавно, ведь он сам писал книги о Деде Морозе!»
Один из мастерских ходов команды состоял в том, чтобы сохранить историю бессловесной и заказать пронзительный саундтрек от композитора Говарда Блейка. Он уже написал мелодию «Прогулки по воздуху» на пляже в Корнуолле и знал, что она идеально подойдет для того, чтобы запечатлеть волнующую сцену полета. Хотя многие думают, что певцом в саундтреке был Алед Джонс, на самом деле это был мальчик по имени Питер Оти (который впоследствии стал успешным оперным певцом). После того, как фильм стал хитом, компания Toys R Us в 1985 году сняла телевизионную рекламу с летающим плюшевым мишкой, для которой Джонс записал новую версию «Walking in the Air», которая заняла пятое место в британских чартах.
Харрисон признается, что были времена, когда песня ее раздражала. «Мы не зарабатывали много денег как аниматоры, — говорит она. «Я помню, как катал свою тележку по супермаркету, когда дети были маленькими, задаваясь вопросом, как я собираюсь покрыть Рождество за 36 фунтов, и эта песня гремела из динамиков. Это очень расстраивало». Аудус кивает. «Были случаи, когда нам не платили. Я пошел к Джону Коутсу и сказал ему, что готов работать бесплатно в обмен на долю прибыли. Лучше бы он сказал да!»
«Этого снеговика трудно нарисовать. Это выглядит просто, но каждый раз получается по-новому». Фото: © Snowman Enterprises Ltd, 1982, www.thesnowman.com
Хотя в оригинальном британском фильме, за который Channel 4 получил свою первую премию Bafta, было вступление, в котором Бриггс идет по заснеженному полю, Коутс обнаружил, что американский рынок требует «больше гламура». Итак, Дэвид Боуи был приглашен для съемок нового интро. «Это был позор, — говорит Харрисон. «Бриггс — это сердце фильма, тот кадр, где он в одиночестве бродит по полю в своих резиновых сапогах. Потому что тогда ты понимаешь маленького мальчика, его застенчивую замкнутую натуру. Просто Дэвид Боуи не вызывал такого чувства».
«Когда Боуи пришел на TVC, чтобы записать свою партию, я встретил его на стойке регистрации, и он встал мне на ногу. Моя знаменитая нога!» усмехается Аудус. «Однако нам так и не удалось с ним поговорить. Нас держали подальше его сопровождающие, что раздражало. Затем он спросил, может ли он дать интервью NME в нашем офисе, и пошел переодеться в свою одежду рок-звезды. Джо подписала свой экземпляр «От станции к станции», а ты?»
Мэдден считает, что «Снеговик» навсегда изменил британское рождественское телевидение и британскую анимацию. Затем он заказал серию Creature Comforts Ника Парка, которая привела к глобальному успеху Уоллеса и Громита. В эти дни BBC заказывает ежегодную адаптацию одной из иллюстрированных книг Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера, которая, как и «Снеговик», предлагает оазис мира между поколениями среди лихорадочных праздников. «Я смотрю Zog и Stick Man и все такое со своими внуками, — говорит Харрисон. «Я знаю об их блеске. Я их люблю. Но чего у них не было, чего не было у Снеговика, так это музыки, которой было позволено дышать». чувство юмора»: Раймонд Бриггс, который умер в этом году, в возрасте 88 лет. Фото: Trinity Mirror/Mirrorpix/Alamy Stock Photo
В 2012 году Аудус сняла продолжение «Снеговика» под названием «Снеговик и снежный пёс», которое, по её словам, «я знала, что Рэймонду понравится, потому что настоящая собака умирает в самом начале. Я получил немного смерти! Харрисон вспоминает, что «люди говорили в Интернете что-то вроде: «Мы только что потеряли нашу собаку, и было приятно поплакать, мы знаем, о чем идет речь».
Все выжившие члены команды Снеговиков пропустят рождественские открытки Бриггса в этом году. «У него было очень черное чувство юмора, — говорит Харрисон. «Он прислал мне одну карточку, на которой он сделал фотокопию газетной вырезки с надписью «Цены на похороны растут». Вы открыли ее и там было написано «Тогда вам лучше поторопиться». Одна из его книжных иллюстраций с критикой издателя внутри гласила: «Ужасная цветная полиграфия, ужасно кадрированные».
«В следующем году он прислал открытку с рисунком Деда Мороза и оленя в Северный полюс, но весь лед таял, и все они были в воде», — вспоминает Аудус. Мэдден смеется, вспоминая другую открытку с угрюмым черно-белым автопортретом на лицевой стороне. «Внутри он написал: «В этом году меня никто не просил сделать благотворительную рождественскую открытку».
Все трое присутствовали на похоронах Бриггса. «Его похоронили в бледно-голубом картонном гробу с картинками из всех его книг», — говорит Харрисон. «Когда его вынесли из церкви, там был Снеговик, ласково улыбающийся сбоку. Это было невероятно трогательно».
«Снеговик: фильм, изменивший Рождество» выходит на канале 4 в 17:00 17 декабря, а сразу за ним — «Снеговик».
Свежие комментарии