Фредерик Вассер станет объектом пристального внимания итальянских СМИ после перехода в Ferrari. Фото: Getty Images/Dan Istitene
В прошлом году — Завершая Гран-при Абу-Даби, Ferrari опровергла сообщения итальянских СМИ о том, что руководитель команды Маттиа Бинотто должен был быть заменен Фредериком Вассером из Alfa Romeo. Всего две недели спустя Бинотто вышел из дома после почти 18 лет работы в Ferrari, и через две недели после этого Вассер был утвержден в качестве его замены.
Это был характерный для Ferrari конец сезона, характерного для Ferrari, с обещание снова невыполнено.
Бинотто помог команде снова стать победителем, но, хотя 2022 год начался хорошо, когда Шарль Леклерк лидировал в пяти гонках, в середине сезона она распалась. Ошибки были со всех сторон. Слишком часто Леклерк или Карлос Сайнс были вовлечены в путаницу с пит-уоллом в гоночной стратегии. Гонщики тоже допустили дорогостоящие ошибки – вылетевший из лидерства Леклерк во Франции ощущался как гвоздь в гроб его надежд на чемпионство. Надежность также была далека от пуленепробиваемой после неудач в Испании, Азербайджане и Австрии.
Скудерия — самая легендарная команда Формулы-1 и одна из самых узнаваемых спортивных команд в мире. Однако их недавняя история представляет собой смесь невыполненных обещаний и неудач. Вы должны вернуться в последний год правления Жана Тодта в 2007 году, чтобы найти последнего чемпиона Ferrari. Даже титул их последнего конструктора в 2008 году, пожалуй, наименее запоминающийся за последние два десятилетия. Его затмевает победа Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы на последнем круге в Интерлагосе.
Новая должность Вассера — одна из самых напряженных и тщательно контролируемых ролей в спорте. Пожалуй, только Бен Стоукс, Гарет Саутгейт и Стив Бортвик уделяют спортивным ролям столько внимания. Клише о том, что «Феррари» — это национальная команда Италии, и связанные с этим ожидания давно устарели. Общеизвестно, что итальянские национальные СМИ нетерпимы к любой неудаче, и за последнее десятилетие было достаточно негативных заголовков, чтобы использовать газетную бумагу, равную тропическому лесу.
«Неудачи Ferrari, возможно, носят скорее структурный или даже культурный характер, чем операционный»
Газеты могут точить свои ножи, но высшие эшелоны Ferrari не боятся размахивать топором. Два действия связаны. Вассер является пятым руководителем команды Ferrari после ухода Тодта — Стефано Доменикали, Марко Маттиачи, Маурицио Арривабене и Бинотто и другие. Напротив, Кристиан Хорнер является единственным руководителем команды Red Bull за 18 сезонов, а Тото Вольф работает в Mercedes уже десять лет.
Конечно, Red Bull и Mercedes также выиграли каждый из 26 титулов за последние 13 лет. Всегда есть какое-то оправдание для наказания за неудачу, но какая часть вины должна лежать на руководителе команды? Неудачи Ferrari, возможно, носят скорее структурный или даже культурный характер, чем операционный. Феррари придерживаются более высоких стандартов, чем большинство команд, и это особенно относится к руководителю команды. Берни Экклстоун сказал, что F1 — это Ferrari, а Ferrari — это F1, но Ferrari — это больше, чем просто F1. У Бинотто было несколько высокопоставленных лиц компании выше него, чего нет у его соперников. Это означает больше контроля, больше вмешательства сверху, меньше автономии и меньше гарантий занятости.
Глядя на состав руководителей команд после смерти Тодта, кажется, что в Ferrari не понимают, кем должен быть или чем должен заниматься руководитель команды. Доменикали прошел путь от спортивного директора до руководителя команды, что кажется достаточно разумным, но Маттиачи и Арривабене были людьми из компании, занимавшимися маркетингом и продажами. Ни то, ни другое длилось очень долго. Учитывая долгую историю Бинотто в качестве инженера в Ferrari, его назначение имело больше смысла, но вы сомневаетесь, скомпрометировало ли оно также и их технические операции.
Хотя аналогия наиболее тщательно изученных спортивных деятелей Англии применима к личной роли Вассера, Общая ситуация с Ferrari похожа на другую красную команду, период доминирования которой позади: «Манчестер Юнайтед».
Эрик тен Хаг (слева), менеджер «Манчестер Юнайтед» и предшественник сэр Алекс Фергюсон. Фото: Getty Images/Matthew Peters
За годы, прошедшие после ухода сэра Алекса Фергюсона, «Юнайтед» не хватало слаженности, направления и самобытности. Они пытались быстро исправить ситуацию, их немногочисленные успехи были прерывистыми и никогда не сохранялись, несмотря на наличие контрактов с громкими именами и большими деньгами. Тем не менее, в изменении нуждались более крупные структуры над менеджером и вокруг него, а не только человек, отвечающий за команду. То же самое в настоящее время относится к Ferrari, но сможет ли Вассер стать их Эриком тен Хагом?
До прихода Вассера в Sauber/Alfa Romeo он работал в Renault после успешного выступления в младших формулах. Однако он ушел через один сезон из-за разногласий с высшим руководством по поводу направления команды. Это, по крайней мере, показывает, что он не хочет покидать проект, если считает его неправильным. Он помог своей последней команде подняться с конца турнирной таблицы в его первом сезоне в 2017 году на достойное шестое место в его последнем сезоне. Как персонаж он был довольно прямолинеен и откровенен. Еще одним бонусом является то, что он работал с Леклерком, который еще не закончил работу, в год дебюта монегаска в Sauber.
Роль Вассера — или, по крайней мере, его титул — уже отличается от роли его предшественника. Он будет руководителем команды и генеральным менеджером, уделяя меньше внимания технической стороне. Титул — это, очевидно, одно, но будет ли у него больше влияния и автономии, чем у Бинотто? Это еще предстоит выяснить, но кажется маловероятным, что глава команды F1 с меньшими полномочиями — это то, что действительно нужно Ferrari сейчас.
Однако Вассер уже говорил о пересмотре процессов, который понятно и ожидаемо — это легко сказать в этот момент сезона. Необходимые изменения не будут внесены в одночасье, а награды и улучшения будут происходить сезон за сезоном, а не месяцами.
Уже были внесены значительные изменения в области, которая остро нуждалась в решении: в стратегии. Инаки Руэда вернулся на работу на фабрику после того, как в прошлом году был главой отдела стратегии. Равин Джейн стал главным стратегом в этом сезоне. Небольшие изменения также были внесены, в том числе новая система светодиодного освещения на колесных пушках, которая помогает быстрее проходить пит-стопы.
Настоящие результаты будут измеряться на трассе. Только время покажет, умерено ли нетерпение руководства Ferrari и закончился ли длинный цикл из одного шага вперед и двух назад.
Свежие комментарии