От слева направо: Али Шамхани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана; Ван И, самый высокопоставленный дипломат Китая; и Мусаад бин Мохаммед аль-Айбан, советник по национальной безопасности Саудовской Аравии, на закрытой встрече в Пекине 11 марта. Фото: Луо Сяогуан/Синьхуа. в новую эру геополитики, когда Соединенные Штаты больше не являются единственным арбитром в международных делах.
Кипящая напряженность между двумя тяжеловесами Персидского залива временами угрожала перерасти в конфликт. Так что, конечно, хорошо, что они сидят, чтобы решить свои проблемы. Поскольку украинский конфликт не собирается прекращаться, никто не хочет, чтобы в его руках была еще одна межгосударственная война, особенно в регионе, который обеспечивает почти 20% ежедневной добычи нефти в мире.
Тем не менее, тот факт, что именно Пекин, а не Вашингтон, усадил обе стороны вместе, чтобы подписать сделку, является большой проблемой здесь.
С точки зрения политики великих держав, Ближний Восток всегда был прерогативой Соединенных Штатов. Его военные ресурсы, распределенные по базам на Кипре, в Ираке, Кувейте, Бахрейне, Катаре и ОАЭ, обеспечивают ему огромное влияние и мощь. Ближайший союзник Вашингтона Израиль — ядерное государство с сильными дипломатическими и оборонными связями, а Турция на севере — союзник по НАТО с внушительной армией численностью 1 миллион человек.
Хотя многим странам Ближнего Востока было трудно принять американское лидерство, они никогда не подвергали сомнению основные факты. США были большой державой в комнате, и если что-то нужно было сделать, вы сначала говорили с Вашингтоном, а затем со всеми остальными.
Даже в те моменты, когда предполагаемая предвзятость Вашингтона делала США плохим арбитром, такие механизмы, как «четверка» в случае израильско-палестинского конфликта или «Е3+3» в случае иранских ядерных переговоров, обнаруживались для маскировки лидерства США. Да, в зале присутствовали и другие, Россия, Франция, Великобритания, но повестку дня всегда устанавливали американцы. На этот раз не так.
Пекин не сделал это в одиночку, Оман провел раунды секретных переговоров, а иракцы (при значительной поддержке США и Европы) также предоставили саудовцам и иранцам дипломатическую переговорную для выражения своих недовольств. Так что в каком-то смысле американцы получили то, что хотели. Снижение напряженности между двумя великими державами Ближнего Востока, что на одну головную боль меньше для президента Байдена.
Но тот факт, что американцев не было в комнате во время подписания и они не определяли параметры соглашения, имеет большое значение и является признаком грядущих событий. Китайцы продемонстрировали странам региона, что им можно доверять, и это соглашение только укрепит быстрорастущее региональное влияние и мощь Пекина.
Президент Байден не скрывал своего убеждения, что Ближний Восток — это дипломатический спектакль; глобальное соперничество с Китаем и вторжение Путина в Украину отодвинули это на задний план для его администрации. Но это позволило Китаю представить себя настоящей альтернативой на Ближнем Востоке.
Пекину может не хватать развернутой огневой мощи Вашингтона, это соглашение показало, что у него есть одна вещь, которой нет у США, доверие, и это то, что не могут компенсировать никакие танки, самолеты и бомбы.
Майкл Стивенс — старший научный сотрудник Института исследований внешней политики (FPRI) и младший научный сотрудник Королевского института объединенных служб (RUSI).
Свежие комментарии