Кредит: Телеграф
Когда его попросили выбрать своего творческого героя, Тим Дэви остановился на сэре Кристофере Рене, известном архитекторе, который изменил горизонт столицы после Великого пожара в Лондоне.
Такой выбор оказывается подходящим для человека, которому теперь поручено переделать еще одну великую британскую икону: Би-би-си.
Дэви занял пост генерального директора 10 месяцев назад, рассчитывая, что он создаст организацию по своему образу и подобию.
53-летний лондонец считается коммерческим животным по сравнению со своими предшественниками после того, как ранее возглавлял BBC Studios, торговую руку вещателя.
Его назначение и назначение Ричарда Шарпа, бывшего банкира Goldman Sachs, назначенного председателем правления в январе, сигнализировали о стремлении вещателя приукрасить свои коммерческие полномочия в качестве панацеи от падающего дохода от лицензионного сбора.
Ранее в этом месяце Дэви дал представление о своих амбициях, обнародовав планы увеличить доходность студий Би-би-си почти на треть до 1,5 млрд фунтов стерлингов в течение пяти лет с 2022 по 23 год. Но могут ли его усилия по превращению Би-би-си в машину для зарабатывания денег действительно ослабить давление на лицензионный сбор и заткнуть рот критикам, не ставя под угрозу его общественную службу?
Тим Дэви-17-й генеральный директор Би-би-си, зарабатывающий ежегодно 525 000 фунтов стерлингов (сокращен до 450 000 фунтов стерлингов до сентября 2021 года) Кредит: Эндрю Миллиган /PA Strictly business
Во многих отношениях коммерческие устремления не являются чем-то новым. Деловая сторона Би-би-си восходит к 1923 году, когда Джон Рейт, первый генеральный директор, запустил Radio Times, журнал телепрограмм, которым он продолжал владеть до 2011 года.
Но с учетом того, что в прошлом году за телевизионную лицензию платило на 250 000 человек меньше, потребность в дополнительном доходе стала еще более острой.
Коммерческое влияние Би-би-си теперь прочно сосредоточено за рубежом. Чтобы противостоять угрозе, исходящей от потоковых сервисов, таких как Netflix, BBC объединила свои производственные подразделения BBC Studios и дистрибьюторские подразделения BBC Worldwide четыре года назад.
Основная тяга исходит от продажи заграничных прав на свои самые большие хиты. Такие сериалы, как Doctor Who, Top Gear и Strictly Come Dancing, оказались успешными денежными прядильщиками.
С такими хитами Би-би-си, как Bodyguard и Line of Duty, которые делают мировые производства ITV Studios, ответственность лежит на том, чтобы убедиться, что она владеет интеллектуальной собственностью везде, где это возможно.
Это может означать создание программ для британской аудитории с одним глазом на международный рынок.
Фильм Дэвида Аттенборо «Семь миров, одна планета» привлек 12 миллионов зрителей в Великобритании, но был профинансирован только на 20 процентов за счет лицензионного сбора.
Остальные 80% прибыли от партнеров, включая китайскую Tencent Penguin Picture, France Television и немецкую ZDF.
Со своей базы в Лос-Анджелесе BBC Studios также выпускает шоу для конкурирующих вещателей, таких как «Танцы со звездами» для ABC и «Убийство среди мормонов» для Netflix.
Следует ли отказаться от платы за лицензию на телевидение Би-би-си? ОПРОС
Америка также оказалась благодатной почвой для BritBox, совместного подписного потокового сервиса вещателя с ITV.
Платформа, дебютировавшая в США пять лет назад с бэк-каталогом классических шоу BBC и ITV, в прошлом году выросла на 50% и достигла 2,6 млн подписчиков.
Привлекая 500 000 подписчиков в Великобритании с 2019 года, сервис распространяется на 25 международных рынков, включая Африку, Австралию и Южную Америку.
Были также предприняты попытки накормить американцев и канадцев диетой из новостей, культуры и политики Би-би-си с запуском в феврале платформы BBC Select по запросу.
Такие усилия помогли BBC Studios приблизиться к своей цели роста прибыли на 18% до 1,2 млрд фунтов стерлингов в 2021-22 годах. В настоящее время разрабатываются планы по увеличению этого дохода еще на 30 процентов.
Серия телохранителей Би-би-си была чрезвычайно популярна, но ITV продюсировала шоу Credit: Sophie Mutevelian/Netflix
Blue Peter maker BBC Children’s Productions также будет переведена в BBC Studios с апреля 2022 года и будет свободно продавать шоу таким компаниям, как Netflix и ITV.
Гилл Хинд из Enders Analysis считает, что цель в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов смелая, но добавляет: “Хотя, как известно, трудно заработать деньги на детских программах, если Би-би-си разработает следующую свинку Пеппу, отдача от товаров может быть огромной.
“Би-би-си имеет очень сильный бренд во всем мире, и если бы она могла коммерциализировать свой аудиовыход и/или новости через подписку за пределами Великобритании, то потенциально существовал бы большой рынок. Вы можете видеть, как люди платят несколько фунтов в месяц, чтобы иметь доступ к Радио 4, например, через BBC Sounds.”
Но реально ли предположить, что коммерческое подразделение Би-би-си может расти достаточно быстро, чтобы заполнить разрыв в доходах, оставленный лицензионным сбором?
Из 4,94 млрд фунтов дохода Би – би-си в 2019-20 годах 3,52 млрд фунтов пришлось на гонорар-падение на 310 млн фунтов по сравнению с предыдущим годом. В то время как коммерческие доходы помогут ослабить финансовое давление, они вряд ли решат вопросы о фундаментальной реформе финансирования Би-би-си.
Коммерческая осечка
Лорд Майкл Грэйд, бывший председатель Би-би-си, который входит в правительственную консультативную группу по вопросам общественного вещания, говорит, что коммерческое подразделение производит “хорошие деньги”, но никогда не будет достаточно, чтобы ослабить политический контроль над лицензионным сбором, потому что баланс останется сильно взвешенным в пользу сбора.
Но хотя он считает, что коммерческий отдел Би-би-си никогда не будет “вилять редакционной собакой”, не все с ним согласны.
Источник в отрасли указал на драму Би-би-си «Мушкетеры» 2014 года как на пример того, как качество было поставлено под угрозу в погоне за коммерческим успехом.
«Мушкетеры» были отменены после трех сезонов, так как число зрителей сократилось Кредит: Тодд Энтони/Би-би-си
Первоначальная аудитория в пять миллионов сократилась до двух миллионов, прежде чем она была сокращена после третьей серии.
“Мушкетеры были примером шоу, движимого коммерческим императивом»,” добавляет источник. “Они хотели создать всемирную франшизу … и они выпороли ее в течение трех серий, надеясь, что она взлетит, но этого так и не произошло. Это риск коммерческой модели, по сравнению с традиционной моделью, где вы поручаете Расселу Т. Дэвису написать что-то, потому что вы думаете, что это будет хорошо, а не потому, что вы можете продать это во Францию.”
Конкурирующая телекомпания Sky также вступила в спор, заявив регулятору Ofcom, что Би-би-си рискует “исказить рынок”.
“Отсутствие разделения между студиями Би-би-си и Государственной службой в сочетании с отсутствием прозрачности в том, как эти две организации взаимодействуют, демонстрируют неадекватность нынешней структуры и способности Ofcom привлечь Би-би-си к ответственности”, — говорится в нем. “В результате Би-би-си удалось обыграть систему.”
Самые высокооплачиваемые звезды Би-би-си в 2020 году
В то время как коммерческие конкуренты могут с тревогой наблюдать за ростом BBC PLC, г-жа Хинд считает, что коммерческая операция и подразделение государственной службы могут продолжать гармонично существовать.
“Она вообще не меняет свою продукцию, а скорее генерирует доходы из-за пределов Великобритании, которые затем могут быть реинвестированы в программирование для Великобритании”, — добавляет она.
Учитывая политический накал вокруг финансирования Би – би-си, коммерческое преследование Дэви вряд ли получит что-либо, кроме поддержки со стороны правительства, но это не решит всех его проблем.
Призывы отменить лицензионный сбор в пользу подписки, скорее всего, снова разразятся, когда в следующем году будет пересмотрен текущий уровень в 157,50 фунта.
В то же время коммерческая направленность Дэви может помочь Би-би-си стоять высоко, как и здания его кумира архитектора сэра Кристофера Рена.
Свежие комментарии