Creation Records подписали контракт со своей самой большой группой Oasis в 1993 году.
Когда вечером 8 сентября 1992 года лимузины подъезжали к лондонскому отелю «Савой» на церемонию вручения музыкальной премии «Меркьюри», одного человека можно было простить за хорошее отношение к жизни. Алан Макги, драчливый шотландец, основатель лейбла инди-музыки Creation Records, имел свои отпечатки пальцев по всему шорт-листу престижной премии, которая была учреждена в качестве альтернативы Brit Awards в честь лучшего альбома года.
Творческая группа Primal Scream была номинирована за свой пропитанный экстазом опус Screamadelica, в то время как бывшие подписчики Макги The Jesus and Mary Chain были в списке для их альбома Honey’s Dead. Шестидесятническая инди-танцевальная группа Saint Etienne также была номинирована на свой альбом Foxbase Alpha LP, который был выпущен лейблом Heavenly с использованием дистрибьюторской сети Creation. Макги даже сыграл Бога с шорт-листом, намеренно не назначая группу My Bloody Valentine для их невероятно дорогого альбома Loveless, поскольку он был уверен, что они выиграют, и они слишком раздражали его, чтобы он мог доставить им удовольствие.
Первобытный Крик взял приз. Это была высокая карьера во многих отношениях. Впоследствии эта вечеринка включала в себя “пирамиду кокаина размером с песчаный замок”, как написал Макги в своей автобиографии Creation Stories 2013 года, экранизация которой выходит в эти выходные. Но за кулисами все оказалось сложнее, чем могло показаться.
В течение многих лет Творение балансировало на опасной грани финансового краха. В месяц своего триумфа на Mercury Prize Макги договорился о продаже 49% акций Creation крупнейшему лейблу Sony. Финансовая линия жизни позволила Макги продолжить работу и чуть более восьми месяцев спустя, в середине 1993 года, подписать контракт с пятью парнями из Манчестера, которые стали самой большой группой Creation, Oasis. Но при продаже огромной корпорации что-то было безвозвратно потеряно. “Заключая сделку с Sony, мы в основном чувствовали себя триумфаторами. Мы прошли через ситуацию, которая, казалось, наверняка раздавит нас, и мы выжили”, — писал Макги в своей автобиографии. “Но это был также момент, когда Творение начало умирать.”
Так какие же обстоятельства побудили Creation обратиться за поддержкой к Sony? Почему Макги чувствовал, что сделка знаменует начало конца? И могут ли небольшие инди-лейблы, такие как Creation, когда-либо сохранить свой андеграундный дух, как только они продались более крупным мейнстрим-лейблам, как это делают многие из них?
Чтобы понять Творение, нужно понять человека. В начале 1980-х Макги был пост-панк-эрудитом в Лондоне, закончив школу с одним уровнем O и направившись на юг. Он работал на Британскую железную дорогу на станции Юстон, но на стороне он управлял фэнзинами, играл в группах и проводил клубные вечера, в том числе один под названием «Гостиная в Фицровии». В 1983 году он начал Творение вместе с членом группы телевизионных личностей Джо Фостером. Идея лейбла состояла в том, чтобы объединить “панк-дух и мелодии психоделической поп-музыки 1960-х годов”. Вечеринки были на повестке дня, как и предполагает партия после Меркурия. “Creation был самым гедонистическим рок-н-ролльным лейблом хороших времен в мире, и он был смоделирован по моему собственному образу”, — сказал Макги.
Первая пластинка, выпущенная собственной группой Макги The Legend, была, по его словам, “чертовски ужасной”. Но затем он подписал контракт с такими группами, как The Pastels, Revolving Paint Dreams и The Jesus and Mary Chain (которые были открыты школьным другом Макги и будущим певцом Primal Scream Бобби Гиллеспи, который также играл на барабанах для the Mary Chain). Они имели успех в инди-чартах. Возможно, неудивительно, что в те дни Макги никогда не подписывал контрактов со своими актерами. Это было просто рукопожатие и обещание пятьдесят на пятьдесят разделить прибыль с группой.
Раннее ответвление лейбла с крупными игроками Warners было недолгим. Идея состояла в том, что Creation найдет группы и скормит их новому со-лейблу Elevation, а Warners будет распространять и продавать их. У этой связи был один существенный недостаток: группы были технически подписаны на крупный лейбл, поэтому не могли попасть в инди-чарты. Это означало отсутствие «инди-кайфа», и группы были вынуждены конкурировать с мейнстримными поп-актами в реальных чартах. Когда альбомы The Weather Prophets и early Primal Scream провалились, сделка была заключена примерно в 1987 году.
Жизнь в Творении была из рук в руки. В фильме «Истории Творения» есть сцена, где судебные приставы стучат в дверь штаб-квартиры «Творения» в Восточном Лондоне. Макги, которого играет актер Трейнспоттинга Юэн Бремнер, хватает кучу ценных пластинок white label, вылезает из заднего окна, бежит в музыкальный магазин и продает винил восхищенному меломану. Судебные приставы получают свои деньги. Неизвестно, действительно ли это сделал Макги. Но Ник Раули – вокалист бывшей группы Creation Blow-Up, который помог Макги обосноваться в Брайтоне после того, как сделка с Warners закончилась, – помнит, как от его имени порли белые лейблы.
Юэн Бремнер играет Алана Макги в рассказах о сотворении мира
Свежие комментарии