Вождь Япа из деревни Икунала выразил соболезнования британской королевской семье, держа в руках фотографию себя и других местных мужчин, которые отправились в Великобританию в 2007 году, чтобы встретиться с принцем Филиппом Кредит: Reuters
Островное племя в Южной части Тихого океана Вануату, которое десятилетиями поклонялось герцогу Эдинбургскому как божеству, проведет в понедельник день траура и пира.
Ожидается, что сотни людей соберутся в тропической лесной деревне Яоннанен на острове Танна, чтобы отдать дань уважения принцу Филиппу после его смерти в пятницу в возрасте 99 лет.
Деревня является центром визионерского движения, в котором Филипп рассматривается как бог, бледнокожий горный дух, который покинул Танну десятилетия назад, чтобы найти богатую и могущественную женщину для брака.
Это убеждение укрепилось в колониальную эпоху, когда островитяне увидели уважение, которое было оказано принцу Филиппу, чей портрет висел в правительственных учреждениях и который посетил тогдашнюю англо-французскую колонию, Новые Гебриды, в 1974 году.
Предполагалось, что принц вернется на остров с богатством и мудростью, но те надежды, которые сохранялись десятилетиями, теперь рухнули.
Островитяне, которые живут в соломенных хижинах и охотятся в лесу на диких свиней и летучих лис, были убиты горем из-за смерти принца, сказал Жан-Паскаль Вахе из Культурного центра Вануату, национального музея антропологии.
Островитяне готовят корни перечного дерева, чтобы приготовить наркотический напиток кава для погребальной церемонии Кредит: Жан-Паскаль Ваэ /Reuters
— Они знали, что принц Филипп болен и находится в больнице. Но они все еще были очень расстроены и взволнованы, когда услышали новость о его смерти. Это был шок для них”, — сказал он Телеграфу из деревни на побережье Танны.
— Завтра будет великий день траура. Мы делаем необходимые приготовления. Люди приедут со всех окрестных деревень. Будет пир, люди соберутся вместе, они поделятся своими эмоциями и обменяются ток-током”, — сказал он.
«Ток-ток” означает говорить или обсуждать на Бисламе, пиджин – английском языке, на котором говорят в Вануату, — термин происходит от искаженного в 19 веке слова beche-de-mer или морской огурец, которые продавались как товар и объединяли европейских колонизаторов и жителей островов Южных морей.
Жители деревни будут обсуждать смерть принца за чашками кавы, наркотического напитка, который делается из измельченных корней растения перца и помогает им общаться с духами своих предков.
Держа в руках традиционную деревянную дубинку и с ниткой раковин каури на шее, один из вождей острова отдал дань уважения принцу Филиппу в видеообращении, записанном мистером Вахе.
Шеф Вилли Лоп на острове Танна выразил глубокое сожаление по поводу смерти герцога Эдинбургского Кредит: Жан-Паскаль Вахе через Storyful
“Мы на Танне верим в Филиппа и очень сожалеем, что потеряли его”, — сказал шеф полиции Вилли Лоп в воскресенье.
— Мы считаем, что он был родом из Танны. Мы очень сожалеем о его смерти, — сказал вождь, которого сопровождали еще три вождя.
В соседней деревне Икуанала другой старейшина племени платил дань герцогу.
-Связь между жителями острова Танна и англичанами очень сильна, — сказал вождь Япа Некиврис. «Мы посылаем соболезнования королевской семье и народу Англии.»
Он был одним из четырех человек из Танны, которые приехали в Великобританию в 2007 году, чтобы принять участие в трехсерийном документальном фильме под названием «Познакомьтесь с туземцами»-«туземцы» были британцами. Мужчины посетили Виндзорский замок и познакомились с принцем Филиппом.
Когда «Телеграф» посетил деревню Яоннанен в 2007 году, не было никаких сомнений в высоком уважении, которым пользовался принц.
Шеф Джек Найва, умерший в 2009 году Кредит: Ник Сквайрс
“Он бог, а не человек, — сказал шеф Джек Найва. — Иногда мы слышим его голос. Вы должны сказать королю Филиппу, что я старею и хочу, чтобы он навестил меня перед смертью»,-сказал седовласый вождь, который, к сожалению, умер в 2009 году. — Если он не сможет приехать, то, может быть, пришлет нам что-нибудь в помощь: «Лендровер», мешки риса или немного денег.»
Хотя и заманчиво рассматривать почитание супруги королевы как эксцентричность Южных морей, антропологи говорят, что на самом деле это глубоко сложная и очень тонкая реакция островитян на появление на их берегах колониализма и христианства.
Смешивая свои древние верования с новыми влияниями, привнесенными внешним миром, они успешно сопротивлялись влиянию миссионеров и сохраняли свой “кастом” – пиджинское слово, обозначающее обычаи и культуру.
Группа деревень на острове Танна в течение десятилетий поклонялась принцу Филиппу как богу, и он, в свою очередь, прислал им подписанные фотографии Credit: Rex Features
Принц Филипп был не единственным далеким чужаком, которому поклонялись южнотихоокеанские общины, пытаясь понять огромные изменения, которые они претерпели в результате колонизации и прозелитизации.
Жители Нового Ганновера, острова на территории нынешней Папуа-Новой Гвинеи, в 1960-х годах, еще до обретения независимости, начали кампанию за то, чтобы президент США Линдон Джонсон представлял их интересы.
“Культ Джонсона”, как его стали называть, возник в 1964 году в то время, когда Папуа – бывшая британская и австралийская управляемая территория – соединялась с бывшей немецкой колонией Новой Гвинеи, образуя Папуа-Новую Гвинею.
Акцент на LBJ рассматривался как протест островитян против колониального правления в годы, предшествовавшие независимости в 1975 году.
Это также отражало восхищение Соединенными Штатами после того, как островитяне работали в качестве рабочих для американских военных во время Тихоокеанской кампании во Второй мировой войне.
Свежие комментарии