Энн Бакстер рука об руку с Тимом Холтом в сцене из фильма «Великолепные Амберсоны». Автор: Беттманн.
Я избегаю списков 100 величайших книг, пьес, картин или фильмов, потому что они неизбежно бессмысленны. У людей короткая память, поэтому новеньких ставят выше антиквариата. Если существуют строгие критерии для оценки таких вещей (а я сомневаюсь, что они могут, за исключением крайностей, явно хороших и явно ужасных), никакие два респондента таких опросов не интерпретируют их одинаково. И если кто-нибудь может сказать мне, как и почему «Восхождение жаворонка» Воана Уильямса превосходит Первую симфонию Элгара или «Иерусалим» Пэрри (что, согласно нелепому ежегодному «графику» Classic FM, так думает аудитория), тогда, пожалуйста, сделайте: это не так.
Гражданин Кейн Орсона Уэллса 1941 года регулярно возглавляет списки величайших художественных фильмов. Его даже не было бы в моих 50 лучших. Совсем другое дело — «Великолепные Амберсоны», фильм, который Уэллс написал и снял сразу после него, о разорении великой американской семьи из процветающего городка на Среднем Западе.
Он был основан на одноименном романе Ньютона Бута Таркингтона, двойного лауреата Пулитцеровской премии, едва узнаваемого за пределами Америки. Таркингтон не был писателем о котлетах, но был человеком, способным к глубоким размышлениям. Роман, возможно, больше, чем фильм, касается философского вопроса о том, как Америка изменилась на рубеже веков с появлением автомобиля.
Главный герой — Джордж Минафер (которого Тим Холт сыграл с должной степенью омерзительности), высокомерный молодой человек, ужасно избалованный своей матерью, рожденной Амберсоном. Это богатство ее семьи, происхождение которой так и не объясняется, питает Джорджа. На грандиозной вечеринке, устроенной его дедом Амберсоном, Джордж встречает Юджина Моргана (Джозеф Коттен, серийный соратник Уэллса), который был поклонником его матери Изабель (Долорес Костелло, бывшая одна из бывших дочерей Долорес Костелло). величайшие актрисы немого кино). Сейчас он вдовец, зарабатывая себе состояние на производстве двигателей. Корень неприязни Джорджа — снобизм; он идиотски считает, что человек, делающий собственные деньги, непригоден для общества таких семей, как его собственная, их деньги заработали пару поколений раньше.
Потом динамика меняется. Отец Джорджа теряет большую часть своих денег и вскоре умирает. Теперь Изабель — вдова, Евгений ухаживает за ней. Он стал невероятно богатым благодаря своему автомобильному бизнесу, а это значит, что Джордж ненавидит его еще больше. Отвращение усиливается, когда Джордж понимает, что преследует свою мать, и в своем высокомерии запрещает ей видеться с Юджином. Евгений просит ее выбрать между ними: она выбирает Джорджа, который увозит ее в Европу — и как можно дальше от Евгения. Она смертельно заболевает, но он по-свински удерживает Юджина от посещения ее смертного одра.
Тогда разворачивается полное возмездие судьбы. Дед Джорджа Эмберсона, от которого он жил, умер. Оказывается, его имение обанкротилось. Джордж поворачивается к своей тете Фанни, которую потрясающе играет Агнес Мурхед, но она тоже разорена. Он прекращает свое неоплачиваемое обучение, чтобы стать юристом, и вместо этого начинает заниматься физическим трудом на химическом заводе. Утонченная, доиндустриальная жизнь, в которой он родился, закончилась прогрессом. Ирония судьбы заключается в том, что его чуть не убила машина. Незадолго до этого раздавленный Джордж был снят на видео, когда он молился у постели своей мертвой матери. Рассказчик — Уэллс — отмечает, что никого не было рядом, чтобы увидеть, как Джордж получил свое «возмездие». В конце концов, Юджин показывает с щедростью, отсутствующей у его предполагаемых социальных начальников, что он будет заботиться как о павшем Джордже, так и о его обезумевшей тетке.
Трагедия этого блестящего фильма состоит в том, что Уэллс снял 135-минутную версию, а затем отправился в Бразилию на военную работу: во время съемок произошел Перл-Харбор. Фильм духовно мрачен, и Уэллс знал, что его тон рассердит RKO Pictures. Он также знал, что фильм слишком длинный, но он не ожидал, что RKO в его отсутствие сократит 40 минут и переснимет финал, что его взбесило. Все, что у нас сейчас есть, — это искаженная версия студии; Черновой вариант Уэллса, отправленный в Бразилию, был утерян. Недавно по нему был запущен новый поиск. Если он где-то есть, найти его было бы немного похоже на поиск Святого Грааля — и все эти 100 лучших списков, возможно, придется переписать.
Свежие комментарии