Джон Леннон и Йоко Оно в 1971 году: год, когда музыка все изменила Кредит: AppleTV +
Новый документальный сериал «1971: Год, когда музыка изменила все» сразу же запускается и не прекращается в восьми разоблачающих революционных эпизодах.
Пятьдесят лет спустя Крисси Хайнд рассказывает о том, как в мае прошлого года в возрасте 18 лет ее зачислили в Кентский государственный университет, когда национальные гвардейцы убили четырех невооруженных студентов, протестовавших против войны во Вьетнаме. Через знакомые кадры кинохроники убийств, перерезанные с Кросби, Стиллзом, Нэшем и Янгом на сцене, Грэм Нэш вспоминает момент, когда его товарищ по группе Нил Янг написал свой яростный ответ: «Огайо».
Затем, что гораздо менее привычно, звучит тихий голос Марвина Гэя, «возмущенного» войной в Юго-Восточной Азии и призывом своего младшего брата Фрэнки.
«Я хотел писать жгучие вещи и сочинять музыку, которая действительно заставляла бы людей говорить:« Вау, он преследует нас », и, возможно, благовония их тоже», — говорит он, когда мы видим выступление звезды Motown в галстуке-бабочке и смокинге с тем, что Джимми Иовин описывает как ярость «троянского коня». «Но что-то мне этого не позволяло. Это был очень божественный проект ». Первые плоды этого альбома — заглавный трек с эпохального альбома What's Going On — был выпущен синглом в январе 1971 года.
Марта Ривз понимала боль Гэй — она потеряла брата во Вьетнаме. Иовин тоже — соседский ребенок был убит в безжалостных боях в джунглях, которые транслировались в ночных американских новостных программах. «Вьетнам был по соседству», — говорит продюсер, исполнительный директор лейбла и соучредитель Beats Electronics. «И для меня музыка была не саундтреком, а гораздо большим, потому что она проникла».
Затем кадры переносятся в Великобританию, в дом Джона Леннона в Аскоте. За кадром Джордж Харрисон рассказывает, как Пол Маккартни, который велел своим адвокатам в канун Нового 1970 года инициировать ликвидацию The Beatles, «изолировал себя» от своих бывших товарищей по группе и о том, как «знакомство порождает презрение». Теперь мы видим, как Леннон за роялем играет Харрисону только что написанную «Как вы спите?» И объясняет: «Это мерзко». Затем Леннон приветствует посетившего Фила Спектора, с которым оба «Битлз» недавно записали свои первые сольные альбомы, веселым «привет, Фил!»
Затем идет Дэвид Боуи: «Мы создавали 21 век в 1971 году».
И все это в течение первых пяти минут первой серии.
Такова кавалькада тяжеловесных интервью и увлекательных архивных материалов, собранных создателями фильма. В команду 1971 года входит исполнительный продюсер Асиф Кападиа, житель северного Лондона с серьезной формой, с такими проектами: он получил Оскар за режиссуру Эми, документального фильма об Эми Уайнхаус 2015 года и совершил подобное волшебство с Сенной (2010) и Диего Марадоной (2019).
Их историческая основа заключается в том, что это был год, который дал начало звездной карьере музыкантов — Боуи, Рода Стюарта, Pink Floyd, Led Zeppelin, Элтона Джона, Джони Митчелла, — и их тезис состоит в том, что эти 12 месяцев также изменили мировоззрение. мир: политически, культурно, социально, все.
Режиссер-документалист Асиф Кападиа Фото: Invision
Эта мысль, как макро, так и микро, изначально была сформулирована британским автором и телеведущим Дэвидом Хепвортом, на основе книги которого 2016 года: 1971: Never A Dull Moment этот сериал Apple TV + основан.
Бывший продюсер BBC Даниэль Пек, которая руководит четырьмя эпизодами, объясняет, что продюсеры знали, что книга Хепворта — исчерпывающий, подробный ежемесячный отчет за 1971 год — предлагала блестящий шаблон для исторического фильма, который мог «ярко петь». Это эпоха, когда, помимо фантастической музыки, мы знаем, что все выглядит великолепно — люди носят необычную одежду и живут необычной жизнью ».
В конце концов, это был год, который подарил миру Tapestry and Blue, American Pie и Happy Xmas (Война окончена), There A Riot Goin 'On и The Concert for Bangladesh — последний из которых стал первым в мире масштабным благотворительным концертом. поспешно вызванный к жизни политизированным активистом Кришной, сбежавшим из крупнейшей банды шестидесятых.
«Ганди сказал: создавайте и сохраняйте образ по своему выбору», — говорит Тихий из The Beatles, когда мы видим, как он и Боб Дилан дуэтируют в Мэдисон-Сквер-Гарден. «Дело в том, что я тоже могу быть Ленноном и Маккартни, но я бы предпочел быть Харрисоном, понимаете?»
Джордж Харрисион и Рави Шанкар в 1971 году: год, когда музыка все изменила Кредит: AppleTV +
Чтобы понять, насколько богатым он был год только в музыкальном плане, плейлист Хепворта 1971 года на Spotify, который он ограничил одним треком из каждого из «памятных или значительных» альбомов года, в настоящее время насчитывает 283 песни и 19 часов 26 минут.
Для создателей фильма такая плодовитость только усугубляла сложность их задачи. «Основная проблема сериала заключалась в том, что мы не следовали [моей] предыдущей работе», — говорит Кападиа, — «в том смысле, что это не биография одного человека, это биография множества людей и момент времени. Это довольно сложная подача. Но Эми была ключевым ориентиром — мы знали, что у нас есть отличная музыка, и ее много.
«Итак, у нас была музыка, артисты, персонажи … Но поскольку мы уже проделали достаточно работы [подобной этой] раньше, мы знали, что нам нужно иметь много блестящих людей, которые проводят много исследований, и много времени на то, чтобы редактировать.»
Почти пять лет назад, вскоре после публикации книги Хепуорта, Пек, Кападиа, его партнер-продюсер Джеймс Гей-Рис и их команда начали «гигантский процесс исключения, пытаясь попасть в как можно больше великих персонажей и треков», — говорит Кападиа. , «Но всегда связаны с темами окружающей среды и мира, происходящего вокруг них. И иногда музыка буквально является саундтреком, подчеркиванием того, что происходит в политической сфере », — отмечает он сериал, в котором вместо титров используется« Шар замешательства »Эдвина Старра.
«Вот когда это действительно летает, потому что ты понимаешь: это не типичная биография любого из этих музыкантов. Это что-то другое. Это большая, эпическая пьеса о каком-то периоде времени ».
У Пека была идея отказаться от хронологического анализа Хепворта в пользу тематического подхода. Таким образом, эпизоды сгруппированы вокруг паранойи (активированные голосом записи Белого дома, на которых записан сражающийся Ричард Никсон в Овальном кабинете, начали катиться дальше.
18 февраля 1971 г.), борьба между ностальгией и современностью, черная революция (в музыкальном и политическом плане), переосмысление (здесь Боуи играет важную роль), изгнание деятелей шестидесятых, наркотики и перемещение центра культурного притяжения Америки из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, В частности, Лорел каньон.
The Rolling Stones на вилле Nellcôte, Франция, 1971 год Фото: EPA
Чтобы рассказать эти истории, исследовательские группы — явно благословленные временем и бюджетом потокового гиганта — углубились. Они откопали соответствующие аудио и видео от художников и деятелей того времени, от Чарльза Мэнсона до Тарика Али через Джеймса Болдуина, Анджелы Дэвис и Энди Уорхола. Они также выследили журналистов и фотографов, которые были там, и перепрофилировали их исходный материал — метод, который Кападиа впервые применил в своих фильмах.
Как говорит Пек, это часто приносило неожиданные результаты. Дело не только в голосах, но и в том, что происходит на заднем плане, как, например, когда Кейт Ричардс дал интервью Роберту Гринфилду из Rolling Stone на юге Франции. «Нам очень понравилось, когда он говорит, но, боже мой, слыша щебетание на заднем плане в Провансе и крик Марлона, его сына, добавляет еще один слой. Это дало нам такой богатый материал для работы ».
Но иногда они оказывались до мучительно короткими. «Я встретил так много журналистов, которые тогда были очень бедными, потому что аудиокассеты были совсем новыми — и они записывали свои интервью!» — говорит все еще недоверчивый Пек. Она цитирует совместное интервью с Уильямом Берроузом и Дэвидом Боуи о рабочих процессах Боуи и их параллелях с Берроузом. Ей удалось найти журналиста в Париже. «Но он сказал, что тогда у него было только две кассеты на свое имя, и он должен был их перезаписать! Ты меня разыгрываешь!»
Такая «судебно-медицинская археология» также привела ее к одному из ближайших окружений The Rolling Stones, который летом 1971 года находился на вилле Nellcôte недалеко от Ниццы, где группа записывала Exile on Main Street. Она прочла в его похоронном памятнике, что он был увлеченным фотографом, поэтому она выследила его вдову, которая только что вернулась в Великобританию из США с контейнерами, полными вещей ее покойного мужа.
По дороге в дом женщины на юге Англии, Пек выкопал 10 коробок с тщательно аннотированными слайдами из того лета налоговой изгнания, растворения наркотиков и выдающейся музыки. Но, изучив их в Лондоне, она обнаружила, что не было ни одного изображения из печально известного подвала, в котором группа записывалась. «Было несколько поваров и бесконечные фотографии кафе и кошек. Но это было похоже на то, что подвал был этим святилищем, в которое он не мог [стрелять]. Это было самое неприятное! »
Команда полагалась не только на архивную археологию. Чтобы понять, какой исторический материал они действительно раскопали, Пек и со-режиссер Джеймс Роган облетели весь мир, давая свежие интервью — хотя, как и в предыдущих документальных фильмах Кападии, эти предметы появляются только в виде аудиозаписи, а не в виде говорящих голов. устройство, которое заметно освобождает, сохраняя движение.
На вопрос о главном, Пек дает мгновенный ответ: Элтон Джон.
«У него потрясающая память. Его подробное воспоминание было необычным. Кроме того, он может вернуться в прошлое. Это так важно, когда вы даете современные интервью о каком-то периоде — вы пытаетесь получить достоверность того, что они чувствовали 50 лет назад. Это действительно сложный вопрос ».
Не менее сложно поначалу было найти время в расписании Джона. Он был в восторге от серии «очень рано», но затем был вовлечен в свой трехлетний победный круг «прощай» по дороге желтого кирпича. «Но, честно говоря, это одно из преимуществ Covid — говорить не о чем, но это помогло нам уложиться в его график».
До того, как пандемия заставила Джона и всех других гастролирующих музыкантов на протяжении большей части прошлого года отказаться от рок-н-ролла, Пек уже добилась некоторых из своих ключевых целей — Донни Осмонд был одной из них, как она настаивает.
«Он давал свои шоу в Лас-Вегасе, поэтому я прилетел туда и сидел в этой крошечной студии звукозаписи на окраине города, и он начал мне петь« Puppy Love ». Я плакал от смеха! Я сказал ему: «Мне очень жаль, но ты не можешь понять, насколько это нереально для меня!» Это был особенный момент ».
Тем не менее, он не представляет себе большого рок-зверя. «Это было чрезвычайно важно, потому что в то время осмондомания была массовым явлением», — возражает режиссер. Изображение моляра Мормона «было необходимым контрапунктом, потому что, честно говоря, эпизод, в котором появляется интервью Донни, довольно мрачен — это нисходящая спираль наркотиков.
«Но также роль Осмондов в культуре в то время заключалась в том, чтобы дать альтернативный голос людям, которые просто не хотели знать об этой тьме. Как говорит Донни, тогда миру нужно было немного здоровья. Донни и его братья и их блестящие белые зубы, безусловно, принесли это. А некоторые родители просто не хотят, чтобы их дети занимались чем-то еще ».
Серьезные рок-студенты (или зануды) уже видели большую часть отснятого материала раньше, слышали интервью и знали тотемные тексты — которые, в другом знакомом, но мощном стилистическом выборе, Кападия часто всплывает на экране. Есть фильм, в котором Леннон записывает «Дай мне немного правды» в мае 1971 года, когда Спектор зачитывает текст и сердито кричит «Давай, черт возьми».
Джон Леннон, Лондон, 1971 г. Кредит: Редфернс.
«Я не знаю, какой у нас эффект», — говорит Леннон в другом аудиоинтервью, обсуждая роль певцов протеста и протестных песен в период, когда антивоенная активность была на пике формы.
«Но какова альтернатива? Быть апатичным и ни о чем не беспокоиться? Тогда что я буду делать тогда? » — спрашивает он, поскольку кадры показывают, что он и Йоко Оно прибывают в Нью-Йорк в том же году. «Я просто хочу жить», — заявляет Леннон поверх изображений, на которых он и его жена поднимают кулаки в знак приветствия Статуе Свободы. Далее на саундтреке: Кто и больше не обманут.
Но великолепие сериала заключается в том, что в нем сплетены все нити того времени. Здесь кураторство создателей фильма очень скрупулезно. Один момент, не связанный со звуком One of These Days Pink Floyd, посвящен драке Мухаммеда Али и Джо Фрейзера в Мэдисон-Сквер-Гарден 8 марта 1971 года. Это была ночь, когда активисты намеренно выбрали ограбление офиса ФБР в маленьком городке Пенсильвании. кража документов, раскрывающих, как Бюро следило за студентами и всеми, кто выступал против войны во Вьетнаме.
Два месяца спустя 200 000 антивоенных протестующих собрались в Вашингтоне, что стало колоссальным выражением раскола поколений, охватившего тогда Америку. Как говорит Хайнд: «Все, что мы видели, это ребята, которых там убивали. И мы получали эту информацию также, когда были под наркотиками. Так что это было действительно ужасно. Вы же не хотите быть под кислотой и включать новости после нападения напалмом, но это то, на что мы смотрели ».
Леннон знал, о чем говорит фронтмен The Pretenders. Федералы могли быть вовлечены в их дело («Джон Леннон находился под следствием, потому что рок-звезды были самыми влиятельными людьми», — говорит Хайнд) в те безумные времена. Но это только укрепило убеждение музыкантов и молодежи в том, что они — контркультура — были на правильной стороне истории, на шарнирах во времени.
«Очевидно, мне кажется, что чем бы ни был монстр, монстр безумен и становится беспечным», — слышим мы слова Леннона. «Это означает, что все вышло из-под контроля, и это наша единственная надежда. Все, что у меня есть, это надежда. Думаю, это конец той эпохи. Мы хотим добиться всемирного позитивного движения [sic] туда, куда вся молодежь может направить свою энергию, и вот что происходит: сила и вибрация ».
Кейт Ричардс в 1971 году: год, когда музыка изменила все Кредит: Apple TV +
Первый эпизод (под названием «Что происходит?») Завершается взрывом разорвавшейся бомбы. В условиях, когда Америка сильно проигрывает во Вьетнаме, а общественная усталость растет, президент Никсон, записанный в Овальном кабинете, размышляет, взорвать ли ирригационные дамбы, которые могут убить примерно 200000 вьетнамцев, или сбросить ядерное устройство. Когда советник по национальной безопасности Генри Киссинджер отвергает идею такой массовой резни, Никсон взрывается: «Думай масштабно, Генри, ради Христа!»
Экстремальные и давние времена, конечно. Но для Асифа Кападиа параллели очевидны и мрачны. За пять лет работы над «1971: Годом, когда музыка изменила все» настоящее настало время истории. «Мы не делали серию, чтобы попытаться рассказать о том, что происходит сейчас — но все, что сейчас происходит, изменилось, чтобы как-то синхронизироваться с тем, что происходило в 1971 году.
«Это было так актуально: это именно то, что происходит в новостях, то, что происходит за моим окном. Вот когда ты знаешь, что на что-то наткнулся ».
Во времена Дональда Трампа, когда полиция убивала людей на улице, #metoo, Джордж Флойд и еще одна межпоколенческая трещина, это заставило Кападиа и его команду задуматься: «Что-нибудь изменилось? Мы все время говорили: что происходит? Потому что казалось, что за 50 лет ничего [не продвинулось]. В самом деле, мы пошли назад? »
А что молодые люди спустя 50 лет относятся к истеблишменту? Кападиа из всех людей должен понимать это изнутри. Параллельно с этим сериалом он был со-режиссером «Меня, которого ты не видишь», еще одного нового сериала для Apple TV +, посвященного психическому здоровью и снятого в сотрудничестве с принцем Гарри. Как он оказался вовлеченным в этот проект? Кападия делает паузу, а затем улыбается и отвечает: «Думаю, я должен оставаться на связи!»
Конечно, говорю я, но этот документ выходит в тот же день, что и 1971 год, и на той же платформе потокового вещания. «Нет, я знаю», — признает он. «Все, что я скажу, это то, что у меня было несколько загруженных лет, много чего происходит, и это безумное совпадение, что эти сериалы выходят одновременно. Все это довольно захватывающе, но я думаю, что в этом конкретном интервью меня действительно просили придерживаться 1971 года ».
Так что, если бы я спросил его, как работать с принцем Гарри, ему не разрешили бы ответить? «Вы знаете ответ на это!» он смеется.
Ах хорошо. Я не видел «Меня, которого ты не можешь видеть» во время нашего интервью. Но несмотря на все кажущиеся откровения в нем («чуткий, серьезный взгляд на психическое здоровье», — сказал Telegraph), я в любой день возьму всеобъемлющий, калейдоскопический, охватывающий весь мир социальный и культурный обзор — и убийственный саундтрек — 1971 года. .
Кападиа надеется, что именно эта музыка сделает этот сериал не просто праздником ностальгии для бумеров, но отправной точкой для молодого поколения, родившегося намного позже les événements, изображенных в течение шести часов шоу.
«Сила музыки в том, что она промывает вам мозги. Эти песни будут в их головах, они их услышат тысячу раз, но, возможно, не поймут, откуда они берутся, о чем [музыканты] говорили, что происходит. И сериал может очень быстро дать ссылку на то, что они знают о происходящем в новостях [сейчас] и в их собственной жизни, а также на сходства ».
Все выпуски сериала «1971: год, когда музыка все изменила» теперь доступны на Apple TV +. Книга Дэвида Хепворта 1971: Никогда не скучно за 10,99 фунтов стерлингов) опубликована издательством Penguin.
Свежие комментарии