Энтони Хопкинс играет пожилого человека, страдающего слабоумием в фильме Флориана Зеллера «Отец». Фото: Шон Глисон.
Вы не должны понимать, что происходит в новом фильме Флориана Зеллера «Отец». Действие драмы происходит полностью в квартире пожилого человека с деменцией, которого играет Энтони Хопкинс. События повторяются по-разному. Персонажи, которых мы встречаем вначале, внезапно оказываются разными актерами. Предметы в квартире исчезают или загадочным образом меняют местоположение.
«Я хотел поставить публику в уникальное положение, как если бы мы проходили через лабиринт, как если бы мы были в голове главного героя», — объясняет 41-летний Зеллер, когда писатель и новый режиссер разговаривает со мной через телефон из своего дома в Париже. «Потому что, если вы видите [слабоумие] со стороны — видеть, как кто-то из ваших знакомых становится кем-то, кого вы не узнаете, иногда агрессивным, параноидальным или жестоким, — это очень тревожно. Отец был способом попытаться понять это. Я хотел, чтобы это была не только история, но и опыт того, что это может быть — потерять ориентацию. В этом красота кино — вызывать сочувствие ».
Его работы, которые он адаптировал из своего собственного хита, уже произвели глубокое впечатление на членов Bafta и Академии кинематографических искусств и наук; оба учреждения вручили французу свою награду за лучший сценарий (или лучший адаптированный сценарий в случае «Оскара») в начале этого года, в то время как Хопкинс получил как Bafta, так и «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Но «Отец» — не единственный фильм, выпущенный в этом году, который открывает новые горизонты, когда дело доходит до изображения слабоумия на экране. Сверхновая, написанная британским писателем и режиссером Гарри Маккуином, уже обсуждается как возможный претендент на награды следующего года за душераздирающую манеру, в которой изображены отношения между пианистом (которого играет Колин Ферт) и его партнером Таскером (Стэнли Туччи). ), который обнаруживает, что у него задняя корковая атрофия (PCA), тип слабоумия с ранним началом.
Как и «Отец», «Сверхновая» блестяще изображает дезориентацию болезни. Мелкие моменты ударили по воротам, например, Таскер тихо изо всех сил пытается надеть свитер.
«[PCA] влияет на ваше пространственное восприятие и зрение, а также на вашу способность читать и писать, зачастую задолго до того, как это повлияет на вашу память», — говорит Маккуин. «Это было интересно исследовать, потому что, во всех смыслах и целях, этот человек ясен, может разговаривать и присутствует большую часть времени, но также определенно не невидимыми способами».
Колин Ферт и Стэнли Туччи в предстоящем фильме «Сверхновая».
Однако, помимо внешних симптомов, фильм также фокусируется на огромном влиянии болезни на нашу любовь друг к другу. «Мне очень хотелось сосредоточиться на интимности отношений [Сэма и Таскера] и позволить всему остальному оставаться на заднем плане ужасным образом», — говорит Маккуин. «Это было то, чего я не видел в других фильмах о деменции».
По его словам, «Сверхновая» — это фильм о «переходном периоде, который кто-то должен пройти от равноправной стороны в отношениях к заботе. Этот долгий и бесконечно сложный переход ».
Сила «Отца» и «Сверхновой» отчасти объясняется тем, что оба директора имеют непосредственный опыт ухода за людьми с деменцией. В случае с Зеллером это его бабушка, у которой слабоумие начало проявляться, когда ему было 15 лет.
«Она была больше, чем моя бабушка», — говорит он. «Она вырастила меня. В чем-то она была похожа на мою мать. Она была очень могущественной, сильной личностью, всегда контролировавшей все в своей жизни, поэтому было еще более болезненно видеть, как этой сильной личности бросают вызов, приходится ее отпускать. Пытаюсь поддерживать порядок, когда его больше нет ».
(Отец, по его словам, стремится вызвать подобное чувство, так что в какой-то момент зритель должен признать, что их «мозг не способен все понять [и они также] должны отпустить это»).
Между тем, Supernova была частично вдохновлена женщиной, с которой Маккуин работала несколько лет назад, которая в возрасте пятидесяти лет заболела ранним деменцией. За это время он увидел, как это повлияло на ее личность и ее работу. Она была уволена и умерла через год. Примерно в то же время отец друга, у которого было раннее начало слабоумия, был помещен в дом престарелых в возрасте всего 60 лет. Оба случая побудили Маккуина узнать больше об этой болезни. Он начал волонтерство в Центре исследования деменции Университетского колледжа Лондона и подрабатывал опекуном для людей с деменцией.
«Я действительно понимал, что если я собирался снять об этом фильм, в качестве морального императива мне нужно было потратить много времени, погружаясь в этот мир», — говорит он.
Лэнс Хенриксен и Вигго Мортенсен в роли еще одной пары родитель-ребенок в Falling Credit: Handout
Режиссеры других недавних фильмов о деменции также использовали свой собственный опыт. Том Долби, сценарист и режиссер фильма « Жена художника '' 2019 года, о художнике, жена которого начинает контролировать свою карьеру после его диагноза, наблюдал, как его отец стал жертвой болезни, и как его мать реагировала на изменения в их жизни. Натали Эрика Джеймс, как и Зеллер, позаимствовала у своей бабушки болезнь Альцгеймера, когда создавала прошлогоднюю «Реликвию». А Вигго Мортенсен, который видел, как болезнь опустошила обоих его родителей, в прошлом году начал писать «Падение» о геях средних лет, принимающих своего едкого гомофобного отца в самолете, который летел домой с похорон матери.
Конечно, раньше были невероятно нежные и эффективные фильмы о деменции — за последние 20 лет у нас были «Еще Элис», «Айрис», «В гостях с ней» и «Амур» и многие другие. Но сегодняшние кинематографисты находят новые способы передать опыт деменции, будь то с точки зрения человека, у которого оно есть, или лица, осуществляющего уход.
Из них «Реликвия Джеймса», пожалуй, самая интуитивная. Принимая форму фильма ужасов, он рассказывает историю Эдны, бабушки, страдающей слабоумием, живущей в доме с таинственными коридорами, лестницами, которые никуда не ведут, движущимися стенами и черной плесенью, которая отражает ухудшение состояния главного героя по мере его распространения.
Все эти фильмы повышают осведомленность о болезни. Бывший депутат Гленда Джексон сказала, что одна из причин, по которой она снялась в драме BBC 2019 года, где отсутствует Элизабет, в которой она сыграла 80-летнюю девушку с болезнью Альцгеймера, пытающуюся собрать все воедино в поисках своего пропавшего друга, была потому, что история проблемы, над которыми она «ломалась около десяти лет».
«В Великобритании деменция по-прежнему определяется Национальной службой здравоохранения как неизлечимая болезнь, поэтому за лечение приходится платить, что для многих невозможно», — сказала она. «И на исследования вкладывается недостаточно денег».
Само собой разумеется, что ни один из этих фильмов не дает ответов на многие тревожные вопросы, связанные с этой болезнью. Но, говорит Зеллер, фильмы могут, по крайней мере, задавать важные вопросы. «И тогда каждый может оказаться в этом кинотеатре со своей индивидуальностью и чувствительностью и придумать личный ответ о том, что следует делать».
Они дополняют беседу, еще больше освещая болезнь. И, возможно, откроет путь к переменам.
Отец сейчас в кинотеатрах. Supernova выйдет 9 июля
Свежие комментарии