Дайан Китон, Голди Хоун и Бетт Мидлер в клубе первых жен Фото: Алами
«Наполни их», — рычит вымышленная кинозвезда Элиза Эллиот в одной из первых сцен «Клуба первых жен», надувая губы, которые выглядят не столько ужаленными пчелами, сколько полными яда. Несмотря на плохо замаскированное раздражение ее пластического хирурга: «Элиза, если я сделаю тебе еще одну подтяжку лица, ты сможешь моргнуть губами!» — говорит Роб Райнер — наркоман пластической хирургии, которого сыграла Голди Хоун в культовом фэнтезийном фильме о мести 1990-х, не собирается принимать ответ «нет».
Это очень забавная сцена, но трагедия из реальной жизни имеет горький привкус. Именно одноименный роман Оливии Голдсмит 1992 года — о трех подругах среднего возраста, которые решают отомстить никчемным мужьям, которые бросили их ради более молодых женщин, — вдохновил The First Wives Club, вышедший 25 лет назад. назад в этом месяце. Но в 2004 году сама Голдсмит умрет, когда ей подвернут подбородок.
Голдсмит, писатель-бестселлер, много раз специализирующийся на блестящих, увлекательных сюжетах, доставляющих острые феминистские послания, в начале января зарегистрировался в Манхэттенской больнице глаз, ушей и горла для небольшой хирургической операции. Она уже перенесла несколько операций у одного и того же уважаемого хирурга. Но она выбрала общий наркоз, который сопряжен с риском и не требует процедуры. Через четыре минуты после введения Голдсмит впал в кому. Ее перевели в больницу Ленокс-Хилл, где врачи работали над ее реанимацией, пока друзья собирались у ее постели. Через восемь дней она умерла.
Какая ирония заключается в том, что Элиза, отчасти вымышленная версия Голдсмита, в конце концов отказывается от своих увлеченных ботоксом поисков юных ролей в кино в пользу украшенной сценической карьеры и большего чувства удовлетворения. Трагическая судьба ее автора разыгрывается как мрачная альтернатива воодушевляющему феминистскому фильму.
«Клуб первых жен» начинается с шумной и фарсовой пародии на месть, но затем перерастает в волнующую драму о взрослении. История начинается, когда трое старых подруг по колледжу — бездельник Энни (Дайан Китон), чей муж спит с их терапевтом; находящаяся в затруднительном финансовом положении разведенная Бренда (Бетт Мидлер); и актриса-алкоголичка Элиза (Хоун) воссоединилась на похоронах четвертого члена их отряда, Синтии (Стокард Ченнинг), которая выбросилась с балкона своего пентхауса в день повторного брака своего бывшего мужа.
Оливия Голдсмит в 1996 г. Фото: Wyatt Counts
Понимая, что все они были брошены их мужьями в пользу более молодых женщин, трио клянется любой ценой избежать участи Синтии, объединившись и нанеся ужасные разрушения своим развратным бывшим.
Так начинается сюжет мести, который переносит их от утомительной домашней хозяйки к гламуру высшего общества Нью-Йорка (Ивана Трамп в эпизодической роли исполняет самую известную фразу фильма: «Не сердитесь, получите все») через гей-бар. , похищение и смертоносное многоэтажное погружение в строительные леса. Попутно они находят принятие себя.
«Забавно было то, что к тому времени, когда наши мужья были там, где мы хотели их, месть уже не казалась такой важной», — говорит Энни, персонаж Китона, когда фильм подходит к концу (хотя и не раньше, чем он дает нам великолепную тройку очков). женское исполнение феминистского гимна Лесли Гор, You Don't Own Me). Это послание, которое, в отличие от Элизы, состарилось с естественным изяществом. Как горько, что его создатель умер, пытаясь обратить вспять влияние времени.
Голдсмит основала эту историю на собственном яростном разводе с деловым директором Джоном Т. Ридом. «У него был дом в Хэмптоне, кооператив и Jaguar… Я ничего не получила», — сказала она The New York Times в 1996 году. На момент разделения она была высокопоставленным консультантом по менеджменту в Нью-Йорке. Коллега сказала, что ее успех был результатом ее «довольно необычных» способностей продавца — но сломленная и подавленная, она переехала в Лондон, сменила имя на Жюстин Рендал и написала «Клуб первых жен».
Голди Хоун в клубе первых жен Фото: Алами
Эта история была настолько увлечена этой историей, что Шерри Лансинг, руководитель Paramount Studios, когда она прочитала рукопись в начале 1990-х годов, она купила права на нее еще до того, как Голдсмит даже нашел издателя. «Это была одна из лучших идей для фильма, который я когда-либо слышала», — сказала она The New York Times.
Ее инстинкт был вознагражден: фильм собрал 18,9 миллиона долларов в первый уик-энд, лидировал по кассовым сборам в течение трех недель и в конечном итоге собрал более 180 миллионов долларов по всему миру с бюджетом в 26 миллионов долларов, отчасти благодаря звездному составу, в который входила Мэгги Смит. , камео от Глории Стайнем и Сары Джессики Паркер в ее прорывной роли.
Но в 1995 году, когда она стала председателем Paramount и передала проект голливудскому суперпродюсеру Скотту Рудину, все выглядело не так радужно. Недовольный сценарием Роберта Харлинга, Рудин отнес сценарий своему другу сценаристу Полу Руднику, который согласился переписать сценарий, но только с зловещей оговоркой, что его имя нигде не фигурирует в титрах. «Чтобы выяснить структуру этого фильма, потребуется неоткрытый Розеттский камень», — позже сказал он The New York Times.
Клуб первых жен Авторы: Энди Шварц
Одна из сцен, которая его особенно раздражала, происходит в лесбийском баре, куда три женщины пошли, чтобы завербовать пылкую дочь-подростка Энни Крис, которую играет Дженнифер Дандас, для их мести. Желая доказать, насколько комфортно они чувствуют себя в своем окружении, начинается комедия, когда Элиза штурмует танцпол, а фотографию бывшего мужа Бренды принимают за женщину. («Она сука» — приговор женщины в баре.)
«Я сказал:« Хорошо, но почему они идут туда [в гей-бар]? »- вспоминает Рудник. «Он сказал:« Они собираются поговорить с дочерью Дайан Китон, которая гей ». Я сказал: «Она гей, но у нее нет телефона?» Он сказал: «Просто напишите». Это была очень удачная сцена, и в ней нет смысла ».
Приоритет комедии над связностью повествования, возможно, окупился для Рудина, но в других областях его влияние, как утверждается, было более пагубным. В ходе расследования, проведенного The Hollywood Reporter ранее в этом году, бывшие сотрудники обвинили Рудина в издевательствах, домогательствах, а также в физическом и эмоциональном насилии. (Монитор компьютера Apple, стеклянная миска и печеный картофель — вот те объекты, которыми он, как утверждается, нападал на своих младших.) С тех пор Рудин отошел от продюсирования, чтобы «работать над личными проблемами, которые я давно должен был бы».
Голди Хоун, Дайан Китон и Бетт Мидлер в 1997 г. Фото: Тимоти А. Клэри
Хотя никакие инциденты в статье не были конкретно связаны с постановкой «Клуба первых жен», имя Рудина в титрах является напоминанием о голливудской культуре, в которой группа влиятельных людей терроризировала и оскорбляла своих подчиненных. Это скорее противоречит идее фильма.
Имя Рудина — не единственный скандал вокруг MeToo, связанный с Клубом первых жен. В прошлом году актриса Хизер Локлир, сыгравшая небольшую роль второй жены бывшего мужа Синтии, рассказала в подкасте звезды Scrubs Зака Браффа, что она попросила (безуспешно) убрать ее имя из титров, потому что ей было так неудобно из-за «Грубая» сцена, в которой Джеймс Нотон, сыгравший ее мужа, кружит на камеру сосок.
Первоначально она подразумевала, что Нотон пошел дальше данного ему указания: «Он на самом деле очерчивает мою ареолу своим пальцем. Это не сказано в сценарии », — сказала она. Позже Локлир пояснил в Instagram: «О нет, я не имел в виду, что Джеймс Нотон сделал что-то не так. Сценарий призывал его прикоснуться к моей груди.
«Я был удивлен, что он обвел мою ареолу. Мы не обсуждали сцену до съемок. Чтобы быть ясным, я никогда не расстраивался из-за Джеймса, просто удивлялся ».
Оригинальное направление сценария, которым поделился представитель Naughton, гласит: «Мы видим, что Гил тонко пальцем ощупывает грудь Мэри». Но сегодня, когда координаторы интимной близости являются обычным явлением, идея о том, что никто в постановке не чувствовал необходимости обсуждать сценарий такой близости и потенциального дискомфорта с любым из актеров, выглядит тревожной неудачей в обеспечении безопасности.
Обвинения в сексизме продолжали преследовать фильм до 2000-х годов. В 2006 году, в ответ на упорные слухи о том, что сиквел вот-вот будет запущен, Хоун сказала The New York Post, что она, Китон и Мидлер отказались от проекта из-за предполагаемого гендерного разрыва в оплате труда.
«Мне позвонил руководитель студии, — вспоминает она, — и сказал:« Давайте попробуем заставить это работать. Но я думаю, что мы все должны делать это за одну и ту же сумму денег ». Теперь, если бы трое мужчин вернулись, чтобы сделать сиквел, они заплатили бы им втрое больше их зарплаты — по крайней мере ».
Хизер Локлир почувствовала себя некомфортно во время одного конкретного дубля. Фото: Гарри Лэнгдон.
По словам Хоуна, когда трио потребовало более высоких зарплат, Paramount отказалась снимать фильм. И хотя в 2019 году в американской сети BET + появился телевизионный ремейк с новым составом, получивший неутешительные отзывы, долгожданное продолжение так и не состоялось. (Однако в ближайшие пару лет Хоун, Китон и Мидлер впервые появятся вместе на экране после «Клуба первых жен» в новом фильме «Семейные драгоценности».)
Несмотря на тень сексизма, нависшую над постановкой, для поколения женщин «Клуб первых жен» всегда будет феминистской классикой. Осмелившись написать популярный роман, в котором женщины среднего возраста стали мозгом, а не предметом шуток, Голдсмит был пионером.
И мы также должны косвенно поблагодарить ее за то, что она поместила на карту одну из величайших комедийных актрис ее поколения — Паркер. В фильме Паркер играет одержимого стилем жителя Нью-Йорка; вряд ли может быть совпадением, что менее чем через год создатель «Секса в большом городе» Даррен Стар написал пилотную серию с Паркер на роль Кэрри Брэдшоу. Даже трагический конец Голдсмита не мог омрачить наследие «Клуба первых жен». Как говорится в песне: она не принадлежит ему.
Свежие комментарии