Hi, what are you looking for?

3. News
    5. Российская космическая программа сталкивается с экзистенциальным кризисом, поскольку Илон Маск ..

News

Российская космическая программа сталкивается с экзистенциальным кризисом, поскольку Илон Маск помогает НАМ возобновить амбиции Наса

Юрий Гагарин вылетел в свой первый полет 60 лет назад в понедельник Кредит: МАКСИМ ШЕМЕТОВ /REUTERS

Потребовалось четыре международных экипажа и почти год, прежде чем кто-либо на борту Международной космической станции смог обнаружить утечку воздуха, не отслеживаемую имеющимся оборудованием, которая сводила космонавтов с ума.

Однажды вечером в октябре прошлого года российский космонавт Иван Вагнер в отчаянной попытке найти эту крошечную дыру, всасывающую драгоценный воздух, разорвал чайный пакетик внутри одного из сегментов станции, отправив чайные листья в невесомость. Днем позже он увидел, как чайные листья сгустились вокруг крошечной царапины, из которой все это время просачивался воздух.

Изобретательность г-на Вагнера принесла ему аплодисменты на родине, но инцидент на 22-летнем основном сегменте станции обнажил увядающую космическую мечту России, поскольку страна приближается к 60-летию первого полета человека в космос. К концу февраля российское космическое агентство сообщило о шести царапинах на модуле “Звезда”, из которых вытекал воздух.

Юрий Гагарин совершил свой первый полет 60 лет назад в понедельник – 12 апреля 1961 года – в триумф советской науки в ее соперничестве с Соединенными Штатами. Сейчас важнейшая космическая программа России сталкивается с экзистенциальным кризисом из-за плохого управления и отсутствия видения, поскольку Соединенные Штаты и Китай оставили Россию далеко позади в космической гонке.

Юрий Алексеевич Гагарин в командной капсуле “Восток-1” 60 лет назад Кредит: HO/AFP via Getty Images

Запущенная в 1998 году Международная космическая станция должна была прослужить не более двух десятилетий, и, если ее не продлить, нынешнее соглашение приведет к ее закрытию в 2024 году, оставив Россию без ощутимого космического присутствия, в то время как США заняты шквалом других проектов, включая пилотируемую миссию на Луну.

“То, что Гагарин начал для России, было бы закончено, если бы Россия отказалась от своей программы МКС в 2025 году, потому что российским космонавтам некуда будет лететь”, – сказал “Телеграф” Иван Моисеев, возглавляющий Институт космической политики в Москве и консультировавший российское правительство.

Старшие должностные лица, отвечающие за орбитальную лабораторию, взывают о помощи, чтобы спасти космическую программу, которая больше не приносит никаких новаторских достижений.

Генеральный директор государственной корпорации “РКК” Энергия”, курирующей российский сегмент МКС, Владимир Соловьев в ноябре предупредил о “лавине сломанного оборудования” на борту уже в 2025 году.

Ветераны космонавтики, такие как Геннадий Падалка, открыто говорили о растущем технологическом разрыве между США, Китаем и Россией.

“Мы все еще летаем на том же материале, который унаследовали от Советского Союза”, – сокрушался он в интервью в конце 2019 года, добавляя, что его поколение “не создало ничего нового в том, что касается пилотируемых космических полетов.”

Советская космическая программа была бесспорным достижением коммунистического режима и окончательным доказательством его превосходства, но российская космическая промышленность изо всех сил пыталась найти свою цель после падения Советского Союза.

“Российское правительство при Борисе Ельцине и Владимире Путине было занято эксплуатацией технологического и промышленного наследия советской космической программы, но теперь мы стоим перед вопросом” Что дальше?”, – сказал The Telegraph независимый космический эксперт Павел Лузин, описывая космическую программу как один из последних оставшихся “знаков отличия России как сверхдержавы”.”

Космическая временная шкала

Неуклюжий, но невероятно надежный российский космический корабль “Союз”, разработанный в 1960-х годах, был единственным связующим звеном с Международной космической станцией в течение почти десяти лет после того, как США законсервировали свою программу шаттлов в 2011 году.

Россия нажилась, отправив американцев в космос, взяв с НАСА около 80 миллионов долларов (58 миллионов фунтов стерлингов) за место.

Американцев, как сообщается, раздражала высокая цена, а дальнейшее сотрудничество в космосе было затруднено возросшей напряженностью между Россией и США, которую сравнивали с эпохой холодной войны.

Когда в ноябре прошлого года SpaceX Илона Маска отправилась в свой первый полет на МКС, нарушив российскую монополию на девять лет, многие в России оглядывались на прошедшее десятилетие как на упущенную возможность.

Максим Сураев, российский космонавт, проведший два шестимесячных пребывания на орбите в 2010 и 2014 годах, был среди тех, кто критиковал российское космическое агентство за то, что оно не смогло модернизировать отрасль, одновременно получая прибыль от американских астронавтов.

Россия обналичила деньги, отправив американцев в космос Кредит: GCTC/Роскосмос/REUTERS

“Юрий Гагарин, извините, мы все испортили”,-написал он в своем твиттере в октябре прошлого года, опубликовав видео испытательного запуска НАСА новой ракеты-носителя, которая должна отправить американцев обратно на Луну в 2024 году, что является недосягаемым для российской космической программы.

Роскосмос в последние месяцы наводнил СМИ анонсами новых ракетных проектов, планов создания лунной базы и международного сотрудничества.

Тем не менее, подавляющее большинство этих проектов являются просто чертежами, которые вряд ли когда-либо будут завершены, поскольку несколько компаний советской эпохи, которые когда-то проектировали и производили ракеты, пережили трудные времена, часто теряя все свои производственные мощности из-за развития недвижимости.

“Наука”, новый модуль для Международной космической станции, как ожидается, будет запущен этим летом – через 14 лет после первоначальной даты. Тяжелая ракета “Ангара”, разработанная в 1992 году, была впервые испытана в 2014 году и до сих пор не заменила советский “Протон”. Даже когда он полностью заработает, “Ангара” все равно будет на несколько шагов отставать от многоразовых ракет SpaceX.

Плакат российского космонавта Валентины Владимировны Терешковой в 1963 году Кредит: SSPL/Getty Images

Г-н Моисеев из Института космической политики говорит о том, что Россия занимается такими проектами, как “Ангара”, как об инерционном движении, поскольку ” на нее уже потрачены огромные деньги, и для чиновников уже поздно говорить, что она не нужна или устарела.”

Еще одна спорная космическая инвестиция – “Восточный”, российская новостная площадка на Дальнем Востоке, которая уже обошлась более чем в 2 миллиарда фунтов стерлингов и была омрачена коррупционными скандалами, приведшими к нескольким обвинительным приговорам.

Только после того, как Россия приступила к строительству стартовой площадки, которая должна была заменить объект гагаринской эпохи в Казахстане, возникли вопросы о ее местоположении: время в пути с другой стороны страны, где собираются космические аппараты, слишком велико, а относительная близость к Тихому океану означает, что российские десантные аппараты придется постепенно выводить из эксплуатации.

Эксперты отрасли описывают 1990-е годы как золотую эру сотрудничества России и США в космосе, но растущая российско-американская конфронтация подрывает десятилетия совместной работы.

Россию обвиняют в том, что она мало делает для модернизации своих космических технологий (фото файла)  Кредит: СЕРГЕЙ ЧИРИКОВ/EPA

Россия недавно публично отказалась присоединиться к возглавляемому США проекту Шлюза для лунной станции, отказавшись от сотрудничества с Китаем, но отраслевые эксперты скептически относятся к этой идее, указывая на нежелание Китая делиться технологиями с другими странами.

После многих лет недофинансирования космонавты и инсайдеры космической отрасли говорят об отсутствии долгосрочного видения освоения космоса.

Спустя год после запланированной даты выпуска Россия все еще не обнародовала свою долгосрочную стратегию космических исследований на десятилетие вперед, что вызывает вопросы о будущем отрасли, в которой, по оценкам, занято четверть миллиона человек.

“Россия сейчас на распутье: либо мы продолжаем летать на МКС, отрываем свой кусок от станции и делаем с ней Бог знает что, либо пытаемся сотрудничать с Америкой и Европой, – говорит господин Лузин. “В таком случае нам нужно наладить наши отношения, но с Владимиром Путиным у власти это проблематично.” –