Женщина проходит мимо афиши фильма «Битва на озере Чанцзинь в Пекине» Фото: Getty
Завтра последний фильм о Джеймсе Бонде «Нет времени умирать» наконец-то появится в китайских кинотеатрах. Попасть туда было само по себе приключение: глобальная пандемия, отключение иностранных фильмов во время праздничного сезона в Китае и — самое сложное испытание агентством 007 из всех — государственные регулирующие органы решали, какие международные фильмы получают одно из 34 желанных ежегодных мест для импортной продукции.
Однако цель миссии делает все это стоящим: доступ к крупнейшим в мире кассовым сборам после того, как в прошлом году Китай обогнал Соединенные Штаты. Необычайный размер китайского рынка — результат роста благосостояния и бума строительства кинотеатров в последние годы — показал в начале этого месяца «Битва на озере Чанджин». Действие фильма происходит во время Корейской войны и показано, как китайские войска выступают против возглавляемых США сил Организации Объединенных Наций. Сейчас фильм собрал более 800 миллионов долларов (580 миллионов фунтов стерлингов).
Доказательства утверждений государственных СМИ о том, что озеро Чанцзинь вызывает симпатии за рубежом к Китаю, кажутся незначительными, учитывая возражения, высказываемые повсюду от Соединенных Штатов до Южной Кореи, по поводу пантомимно-злодейского подхода к характеристике фильма и его сомнительного отношения к истории. . Но в условиях обострения напряженности и разговоров о «новой холодной войне» должны ли мы сравнивать не только количество кораблей и ракет, но и экраны кинотеатров — 75 000 китайских и 44 000 американских?
Роль кино в первой холодной войне подсказывает нам, куда мы можем двигаться. В 1940-х и 1950-х годах перед американским и советским кинематографом стояли двоякие приоритеты: избегать проникновения опасных чужих идей и проецировать образ жизни дома, достаточно солнечный, чтобы никто, смотрящий — ни в стране, ни за границей — не мог быть в нем. любые сомнения относительно того, чья политическая система больше способствовала процветанию человечества.
Американские кинематографисты никогда не сталкивались с такими жесткими ограничениями, как их советские коллеги. Офис ФБР в Лос-Анджелесе проявлял активный интерес к посланиям, которые распространял Голливуд, беспокоясь о «Это замечательная жизнь» (1946) из-за его негативного изображения банковской индустрии и его склонности твердить о проблемах «простого человека». Но ничто в Америке не приблизилось к личной проверке Сталиным сценариев фильмов или к отказу от социалистического реализма государственной киноиндустрией, которая восстановилась только после кончины Сталина.
Дэниел Крейг появляется в роли Джеймса Бонда в фильме «Не время умирать», который только что вышел в прокат в китайских кинотеатрах. Фото: MGM.
В западном кинопроизводстве времен холодной войны важнее политического контроля были деньги и власть, которой обладали спорные лоббистские группы, такие как Альянс кинематографистов за сохранение американских идеалов, созданный в 1944 году такими, как Уолт Дисней и Эйн Рэнд, с заявленной целью. борьбы с коммунистическим и фашистским проникновением.
Мао Цзэдун и Коммунистическая партия Китая (КПК) стали частью общей картины в 1960-х годах, отчасти благодаря широко разрекламированной речи, в которой Мао превозносил перспективу ядерной войны: по сути, это была игра с числами. , с достаточным количеством выживших китайцев, чтобы построить постапокалиптический социалистический рай.
Фурор в то время в западных СМИ, возможно, способствовал решению Роальда Даля при написании сценария к фильму о Бонде «Вы живете только дважды» (1967) обменять негативную характеристику японцев в оригинальном романе (изобилующую рассказами о Второй мировой войне- стереотипов) для дружественной высокотехнологичной Японии, контрастирующей с опасной Китайской Народной Республикой (КНР) — как подразумевается в фильме, сторонниками попыток главного злодея Блофельда разжечь войну между США и СССР.
Китайское собственное государственное кино на протяжении десятилетий формировалось из-за того, что Мао утверждал, что культура служит политическим целям. Результатом стал жанр фильмов с «главной мелодией», пропитанный марксизмом-ленинизмом, маоизмом и патриотизмом, который оказался настолько непопулярным у китайской публики, что к 1990-м годам киноиндустрия страны оказалась на грани разорения.
Дверь в Голливуд была открыта в надежде поделиться доходами и опытом. Цензура была введена в качестве меры предосторожности, и двумя из первых громких преступников стали фильмы Брэда Питта «Семь лет в Тибете» (1997) и биографический фильм Далай-ламы «Кундун» (1997) Диснея. Питту запретили въезд в Китай, условно на всю жизнь — хотя он вернется в 2014 году — в то время как Дисней даже нанял Генри Киссинджера, чтобы помочь вернуть их в хорошие книги Китая. (Новая система цензуры действует сегодня и в Гонконге, что ставит под угрозу самобытную кинокультуру территории.) Частные кинокомпании начали появляться в 1990-х годах, помогая превратить жанр «патриотического кино» из кассового криптонита в область высококачественных динамичных блокбастеров, таких как Lake Changjin.
Брэд Питт играет Генриха Харрера в фильме «Семь лет в Тибете» (1997).
Что на первый взгляд может показаться отходом от сценария холодной войны, китайские власти, похоже, не заинтересованы в поддержке фильмов, которые могут вызвать теплые чувства к Китаю за рубежом. Как сказал мне Крис Берри, профессор киноведения Королевского колледжа Лондона: «О желании экспортировать много говорят, [но] эти фильмы созданы для китайской аудитории внутри КНР. Китайское правительство находится под сильным давлением в связи с Covid, невероятными ограничениями, которые они вводят для людей во имя предотвращения Covid, невозможностью поставлять электроэнергию и перспективой обвала рынка жилья ».
Поэтому много усилий направлено на обеспечение успеха отечественного фильма правильного типа. Избранные постановки получают лучшие рекламные слоты (приуроченные к большим праздникам), наиболее выгодное расписание в кинотеатрах, рекламу в государственных СМИ, поощрение организованных вечеринок для просмотра и возможность для начинающих молодых актеров стать «красными аватарами» (шейпинг свою карьеру и общественные профили, выбирая патриотические роли).
Между тем компании или деятели, чья работа или мнение вызывают недовольство властей, могут оказаться в черном списке. Показательным примером, как говорит Роберт Митчелл, директор Theatrical Insights в Gower Street Analytics, может быть новый фильм Marvel «Вечные»: его режиссер, обладательница Оскара Хлоя Чжао, стала персоной нон грата в Китае, когда ее критические комментарии были сделаны восемь лет назад. назад были раскопаны. Действует более общий сдерживающий фактор, поскольку государственный контроль над социальными сетями ужесточается. «Пользователи сети», которые когда-то испытывали искушение критиковать клише или историческую неточность в фильмах, теперь настороже — сайт обзора фильмов DeepFocus приостановил работу своего приложения для обмена сообщениями WeChat после того, как он дал нелестные комментарии об озере Чанджин.
И все же лидеры Китая не перестали оказывать влияние на сердца и умы за рубежом — отнюдь нет. На этот раз фишка в том, что вместо того, чтобы работать против Голливуда, они работают с ним. До недавнего времени западные кинематографисты обходили китайскую цензуру путем разумного учета чувств КПК во время производства с последующим яростным лоббированием после того, как фильм был закончен. С 2010-х годов вместо этого наблюдается тенденция к совместному производству китайско-американских фильмов.
Режиссер Хлоя Чжао на фотосессии для нового фильма Marvel «Вечные» Фото: AFP
Например, в 2012 году DreamWorks учредила совместное предприятие под названием Oriental DreamWorks (ныне Pearl Studio), первым анимационным фильмом которого стал Kung Fu Panda 3 (2016). Благодаря активному участию Китая, его посчитали «местным», а не «импортным» фильмом, что позволило обойти квоту и существенно повысить рентабельность фильма. Другие постановки, которые впервые установили тесные связи с Китаем, включают «Железного человека 3» (2013), который был частично снят в Китае и предполагал, что китайские цензоры посещали съемочную площадку и предлагали заметки по сценарию. Импортные фильмы тоже подвергаются цензуре, о чем сам Бонд прекрасно знает. Решающая сцена в «Скайфолле» (2012) была вырезана, потому что в ней был показан убитый китайский охранник. В другом месте фильма разговор, касающийся проституции, был отредактирован с использованием китайских субтитров.
Если это первые годы новой кинематографической холодной войны, то, что произойдет дальше, может частично зависеть от того, с чем готовы мириться китайская и западная аудитория. Было бы ошибкой переусердствовать с присутствием патриотических фильмов в китайских кинотеатрах или с вероятным терпением китайских зрителей, если жанр угрожает перенасыщением рынка. Берри отмечает, что до тех пор, пока не появилось озеро Чанцзинь, за звание самого кассового фильма страны претендовала «Привет, мама» (2021), комедия о путешествии во времени матери и дочери.
В то же время попытки настроить глобальные фильмы для китайской аудитории — в версии для КНР «Железного человека 3» была реклама энергетических напитков, а также светская беседа между китайскими врачами, лечащими Железного человека, — не получили всеобщего одобрения в Китае. То же самое с символическим включением в голливудские фильмы китайских актеров в второстепенных ролях, которые некоторые в Китае высмеивают как простые «вазы для цветов». Тем временем для западной аудитории вид голливудских звезд, избегающих спорных тем или даже повторяющих тезисы КПК ради кассовых сборов — подумайте о пресмыкающихся извинениях актера Fast & Furious Джона Сины на китайском языке за то, что он назвал Тайвань «страной». »- может еще больше усложнить фильмам выживание в потоковых войнах.
В этой новой кинематографической холодной войне, как и в прошлой, деньги могут быть важнее политики — с обеих сторон, покупающих билеты, общественности, а не только правительства или цензоры, которые говорят о том, как будет развиваться сюжет.
Свежие комментарии