Фрэнк Герберт (8 октября 1920 г. — 11 февраля 1986 г.) Фото: Алами
В своей классике научной фантастики «Дюна» Фрэнк Герберт вообразил далекое будущее космических путешествий, гигантских червей и телепатических монахинь. Такие вещи никогда не выйдут из моды, поэтому экранизация книги Дени Вильнева пользуется таким успехом в прокате. Но чтобы получить еще более убедительный пример того, как Герберт говорит о времени, в котором мы живем, необходимо перенестись на 17 лет вперед после публикации Дюны 1965 года.
В 1982 году Герберт опубликовал энергичный техно-триллер, в котором мировая чума обрушивает на человечество не только смерть и разрушения, но и волну токсичной мужественности. Все, что ему нужно было сделать, это предсказать TikTok, и у него будет полная карта бинго.
Белая чума, которая остается загадочно неясной, даже когда «Дюна Вильнева» поглощает кассовые сборы, начинается с террористического гнева, в ходе которого Временная ИРА бомбит Графтон-стрит в Дублине. Затем история затрагивает манипуляции с генами, биологическую войну, психические заболевания, кельтскую мифологию и смерть 99 процентов женского населения мира. Вы могли бы сказать, что единственное, чего не хватает, — это сцены, в которой сумасшедшего ученого предают суду голова, оставленная живой в банке с виски, — но нет, Герберт втискивает и это.
«Белая чума» начинается с того, что американский ученый ирландского происхождения Джон Роу О'Нил вместе со своей женой посещает старую дрянь. Она погибла от взрыва бомбы Прово, взорванной напротив парка Святого Стефана (Герберт провел несколько месяцев, исследуя Ирландию, и вы не можете винить его за дотошность). Его жена умерла, О'Нил обезумел от горя. Он клянется отомстить Ирландии (за Временную ИРА), Великобритании (давнему противнику Прово) и Ливии, которая снабжала террористов взрывчаткой. И вскоре он занят в лаборатории, возится с РНК и ДНК и создает вирус, безвредный для мужчин, но смертельный для женщин. Большая идея состоит в том, что мужчины Ирландии, Великобритании и Ливии испытают ту же утрату, которую он перенес с убийством своей жены.
Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме « Дюна '' (2021) Фото: Алами
Начав с умеренного безумия, «Белая чума» усиливает петлю. По мере распространения вируса силы закона и порядка ломаются. Вскоре мир погрузился в хаос — и тогда голова в банке с виски поднялась. Тем не менее, несмотря на всю свою лихорадку, завершение романа столь же пугающее, как и все в сериале «Дюна», которое в конечном итоге было предупреждением о том, что сегодняшний мессия может стать завтрашним фашистским диктатором.
План О'Нила состоит в том, чтобы вирус распространился в Ирландию, Великобританию и Ливию, а затем сгорел. Увы, но это неизбежно, но быстро становится глобальным. «Вспышки белой чумы регистрировались по всему миру», — пишет Герберт, когда вирус набирает обороты. «В Бретани был его карман. Он заразил коридор в Соединенных Штатах от Бостона почти до Уэймута… Список горячих точек Всемирной организации здравоохранения включал Сингапур, Перт, Нью-Дели… Константинополь, Найроби, Вену… и это были только самые известные места ».
Выживших женщин постигла, пожалуй, еще худшая участь, поскольку они делятся на «селекционные квоты» и отправляются из страны в страну, чтобы сохранить популяцию. Отец Тед встречает «Рассказ служанки». Как и в случае с «Дюной», «Белая чума» возникла из личного опыта Герберта. Дюна был вдохновлен исследованием, которое он провел для научно-популярной статьи о вторжениях в песчаные дюны в его родном штате Вашингтон в 1950-х годах. Тем временем Белая чума вызвала личную душевную боль из-за болезни его жены Беверли, у которой в 1974 году был диагностирован рак и на здоровье которой навсегда повлияла операция, необходимая для лечения ее болезни.
Итак, если «Дюна» — роман идей — этот рассказ о запретной пустынной планете, в конечном счете, о том, как человеческое общество формируется под влиянием факторов, находящихся вне его контроля — «Белая чума» — это эмоции: в частности, как подавленная ярость может подпитывать деструктивные инстинкты. .
Беверли скончалась в феврале 1984 года, через два года после публикации «Белой чумы». К тому времени было очевидно, что горе и гнев, с которыми борется О'Нил в книге, принадлежат Герберту. И он явно ожидал, что роман найдет отклик у читателей, сказав своему сыну Брайану: «Этот произведет фурор — это настоящий шок».
По крайней мере, в краткосрочной перспективе это был успех. «Белая чума» попала в список бестселлеров New York Times, а киноагент Герберта Нед Браун заключил сделку на экранизацию. И когда он отправился в путь для продвижения книги, его встретили как героя.
«Лимузины с водителем подбирали моих родителей в каждом городе во время тура, и огромные толпы встречали папу на каждом публичном выступлении», — написал Брайан Герберт в своей биографии отца «Мечтатель дюны» в 2003 году. Увы, роман оказался трагической лебединой песней. Герберт умер в 1986 году в возрасте 65 лет, выздоравливая после операции по поводу рака.
В работе Герберта исследуется пересечение политики и науки Фото: Гетти
Тем временем «Белая чума» быстро ушла в безвестность, экранизация так и не состоялась, а ее культурный отпечаток исчез, как следы на песке. И в этом смысле можно утверждать, что Герберт был ответом научной фантастики Дж. Р. Р. Толкину в том смысле, что он стал синонимом всего нескольких книг, а остальные его опубликованные работы по большей части томились в литературной неопределенности.
Этот сценарий вряд ли изменится, несмотря на волнение по поводу оглушительного и приятно мрачного пересказа «Дюны» Вильнева. И это отличает Герберта от других грандов научной фантастики, таких как Айзек Азимов и Артур Кларк, которые, хотя и хорошо известны по определенным работам (Фонд и 2001: Космическая одиссея соответственно), имеют обширную и широко читаемую библиографию.
Фактически Герберт написал более 30 романов, в том числе шесть томов цикла «Дюны» (последние три из которых напыщены и непостижимы). В мире полно фанатов Дюны. Но где же приверженцы Фрэнка Герберта? Неспособность других его романов произвести неизгладимое впечатление вызывает большее недоумение, если учесть, какие темы они затрагивали. «Destination: Void», опубликованная в 1966 году, через год после «Дюны», была поучительной историей об искусственном интеллекте. Герберт опасался, что самоосознающие компьютеры могут доказать гибель человечества, а не его спасение — проблема, столь же актуальная сегодня, как и 50 лет назад.
Между тем, «Улей Хеллстрома» 1973 года был посвящен генной инженерии: сообщество перестроено, чтобы жить как муравьи. Действие его раннего романа «Дракон в море» 1956 года разворачивается в мрачном будущем, в котором на Земле заканчиваются природные ресурсы, а люди борются за доступ к бензину. Что накануне COP и после топливного кризиса в Британии…
Однако выделяется «Белая чума». Во-первых, он намного читабельнее, чем более поздние романы «Дюны». Мысли Герберта о проблемах, по общему признанию, отягощены ирландско-американской сентиментальностью; ИРА вскоре превратилась в клику самурайских воинов под названием Финн Садал — имя, которое Герберт извлек из воздуха.
И все же его картина мира, беспомощного перед лицом всепобеждающего вируса, поражает. Читатели «Дюны», которые в конце концов откажутся от ужасных сиквелов, могут сделать хуже, чем взять «Белую чуму» и вместо этого броситься в пасть этого романа.
Свежие комментарии