Эд Милибэнд, бывший министр энергетики, а затем лидер лейбористов Фото: Стефан Руссо/PA Wire
Великобритании обещали более низкие расходы, лучше услуг и передовых технологий. Эффективное управление и экономия за счет масштаба должны были улучшить использование энергии — жизненно важной общественной услуги.
Таково было видение Герберта Моррисона в середине 20-го века. Но более 50 лет спустя национализация считалась удручающей неудачей.
Как заявил в 1990 году Палате общин бывший министр энергетики Джон Уэйкхэм, ныне лорд Уэйкхэм, обещания государственной собственности слишком часто не сбывались.
«Без конкуренции государственный сектор становится монополистом. быстро стал неэффективным и перегруженным, с низкой производительностью, недовольными клиентами и частыми финансовыми потерями», — сказал он.
Отсюда одна из крупнейших политик эпохи Тэтчер и главный поворотный момент для британской экономики: приватизация энергетический сектор.
«За последние 10 лет в частный сектор было возвращено не менее 29 крупных предприятий», – сказал Уэйкхэм, который позже прославился в частном секторе как председатель американской энергетической компании Enron до ее краха в 2001 году.
Они «познакомились с новыми коммерческими и нормативными дисциплинами и процветали. Прибыли, инвестиции и производительность выросли, а обслуживание клиентов улучшилось».
Тем не менее, по прошествии более трех десятилетий энергетический сектор переживает кризис.
С августа обанкротились почти 30 бытовых поставщиков энергии. Цены взлетели до рекордных уровней на фоне глобальной нехватки газа, в результате чего инфляция достигла уровня, невиданного за последние 30 лет. Растут требования о снижении налогов, подачках и субсидиях.
Итак, что пошло не так?
Коллапс поставщиков энергии Неудачная приватизация?
Выжившие архитекторы приватизации указывают на ряд ошибок интервенционистской политики, которые, по их мнению, исказили рынок, подорвали конкуренцию и привели к взрывному росту числа поставщиков, за которым последовал каскад неудач и продолжающийся коллапс отрасли. В результате стоимость оставшихся компаний и их клиентов возрастает.
Джордж Ярроу, бывший неисполнительный директор Управления по рынкам газа и электроэнергии, а ныне председатель Института регуляторной политики, говорит, что частный рынок начинался хорошо. поскольку 12 региональных энергетических монополий «жестоко боролись за расширение».
Ключевой тактикой было проникновение на новую территорию с ценами, чтобы подорвать позиции действующего регионального оператора.
«Если вы посмотрите на ранний период, примерно с 2002 года, когда дерегулирование было почти полностью завершено, до 2007 года, рынок работает очень конкурентоспособно. В тот период маржа была очень низкой, и между действующими операторами существовала конкуренция», — говорит Ярроу.
Он утверждает, что все пошло не так, когда появилась дополнительная поддержка, похожая на субсидию, для поощрения новых поставщиков: « Это привело ко всем сегодняшним банкротствам».
По словам Ярроу, все еще действующие правила, гарантирующие, что домохозяйства не останутся без электричества в случае краха их поставщика, служат стимулом для новых компаний предлагать очень низкие цены и привлекать клиентов, не признавая рисков в своей модели.
< p>Но если они потерпят крах, другим фирмам и их клиентам придется расплачиваться по счетам.
«Мелкие поставщики, безусловно, находятся на этапе запуска, более рискованны, — говорит он.< /р> <р>«Было чрезмерное поощрение мелких поставщиков. Они могут преуспеть в хороших рыночных условиях, когда цены падают, как это было в начале века. Но когда наступают тяжелые времена, они склонны идти на больший риск».
Например, Octopus Energy начала работать с клиентами Avro Energy после того, как в сентябре 2021 года мелкий поставщик обанкротился.
По словам Ярроу, в 2009 году с появлением новых правил рискованное поведение ухудшилось. Конкуренция была основана на ценовой «дискриминации», когда новым клиентам предлагались более низкие счета, чем существующим.
Регулирующие органы, а затем политики — он называет Эда Милибэнда, тогдашнего министра энергетики, «главным виновником» — подвергли сомнению и затем заблокировали эту практику.
Это «уничтожило конкуренцию между Большой шестеркой [объединенной из 12 через 1990-е годы] и Centrica», — говорит Ярроу, что привело к дополнительному спросу на новые компании, которые выходят на рынок и снижают цены более крупных конкурентов.
Близкие к Милибэнду люди признают, что рост числа новых участников резко возрос в 2011 и 2012 годах, когда к власти пришло коалиционное правительство, но утверждают, что стремление к массовому выходу на рынок происходило не при нем.
Кризис выбраковывает поставщиков энергии. Момент лампочки Милибэнда
Однако Милибэнд имел большее влияние в последующие годы. Будучи лидером лейбористов в 2015 году, он предложил установить верхний предел цен на счета за электроэнергию.
Несмотря на поражение на всеобщих выборах в том году, эта идея прижилась, и предел был основан на оценке того, во сколько поставщику обходится оплата счетов за электроэнергию. предоставлять потребителю услуги по газу и электричеству — введено тори в 2019 году.
Стивен Литтлчайлд, ключевой экономист по созданию приватизации, проводит кампанию против ограничения. Он составляет 1277 фунтов стерлингов в год и должен вырасти до 2000 фунтов стерлингов, когда лимит будет пересмотрен в апреле, из-за роста цен на газ и затрат, связанных с несостоявшимися поставщиками.
Он утверждает, что его внедрение было частично основано на ошибочных утверждениях, что потребители обкрадывают целых 2 миллиарда фунтов стерлингов в год, подразумевая, что у клиентов было мало других вариантов конкуренции.
> <р>Но, по его словам, ограничение подорвало конкуренцию, сократив количество покупателей, ищущих новых поставщиков энергии.
«Это также сделало сектор убыточным и привело к выходу поставщика, а не входу. Похоже, что это поставит под угрозу инвестиции, инновации и партнерство между государством, заказчиком и поставщиком, к которому стремятся правительство и [регулирующий орган] Ofgem», — написал Литтлчайлд в журнале Economic Affairs в октябре.
Представитель BEIS сказал: «Ограничение цен на энергоносители в настоящее время изолирует миллионы потребителей от высоких мировых цен на газ. Мы продолжим прислушиваться к мнению потребителей и компаний о том, как управлять затратами на электроэнергию».
В ближайшие месяцы умы клиентов будут сосредоточены на стремительно растущем счете.
Шок от резкого скачка цен < p>Экономисты ожидают, что в апреле предельная цена будет увеличена примерно на 50% в результате резкого роста цен на оптовых рынках в Великобритании, Европе и других странах.
На этом фоне Грег Баркер, Барон Битвы и министр энергетики с 2010 по 2014 год, говорит, что рынок, вопреки распространенному мнению, работает довольно хорошо, а гигантские субсидии являются единственной альтернативой растущим счетам.
«Я думаю, что энергетические рынки удивительно устойчивы. . То, что мы видели за последние шесть месяцев, — это самый большой шок в ценообразовании с 1973–1974 годов, когда ОПЕК подняла цены на нефть», — говорит он.
«Вы должны спросить себя, сколько государственных денег вы готовы бросить на субсидирование счетов за топливо? Если вы не собираетесь вкладывать их в наш колоссальный государственный долг, их нужно как-то платить».
Свежие комментарии