В понедельник вечером в десять вечера BBC представила свой новый блестящий набор для BBC News, пообещав, что новый формат будет «более приятным» для зрителей. К сожалению, заголовком был специальный выпуск Orla Guerin о безжалостном уничтожении украинских городов российской артиллерией, поэтому слово «приятный» не сразу пришло на ум. Возможно, с моей стороны это дешевая шутка, потому что это удовольствие должно было исходить не от содержания бюллетеня, а от его внешнего вида. Новости претерпели изменения.
Уже много лет мы привыкли видеть, как Хью Эдвардс сидит за своим столом, скрестив руки на груди, готовый представить версию событий дня, представленную BBC. Это, как правило, хорошо работало для большинства людей, которые, в конце концов, настраиваются на новости, чтобы знать, что происходит в мире. Но в телевизионном бизнесе есть очарование, граничащее с одержимостью, тем, как выглядят новости. Вокруг декораций, освещения, графики и всех гаек и болтов огромная мистика. Многие люди, работающие на телевидении, не думают ни о чем другом.
Так получилось, что Эдвардс был выброшен из-за стола и теперь расхаживает по студии по «изогнутому подиуму» на фоне гигантских интерактивных экранов ( а иногда и виртуальную дверь на Даунинг-стрит, 10), в то время как роботизированные камеры бесшумно скользят по скрытым следам. Эдвардс сказал, что это «дает нам платформу, которая позволяет нам рассказывать истории гораздо более ярким, креативным и эффектным способом».
Я могу себе представить, какой мучительный внутренний процесс породил этот новый облик. С точки зрения Би-би-си это действительно важно, потому что она считает «Новости в десять» самым важным новостным бюллетенем дня (именно поэтому Эдвардсу платят более 400 000 фунтов стерлингов в год за его чтение).
Вопрос в том, должно ли это иметь значение для остальных из нас? Дизайн новостных телестудий в настоящее время является зрелой формой искусства; внешний вид, звук и тон набора тщательно разработаны, чтобы передать определенные атрибуты. Для новостей за завтраком это может быть близость и теплота (отсюда и диваны), но для главных вечерних новостей все зависит от авторитета. Дизайн декораций — это низкоуровневое упражнение в психологическом манипулировании; мы обусловлены, отчасти самим набором, чтобы признать, что то, что мы видим и слышим, является правдой, реальным и важным. Так что изменения, которые были внесены в новостную студию Би-би-си, имеют скрытый мотив: повысить авторитет, важность и актуальность новостей.
И, возможно, именно «срочность» дала нам эту последнюю итерацию BBC News at Ten. По мнению старших менеджеров отдела новостей Би-би-си, возможно, Эдвардс сидел за столом просто слишком «статично». Насколько лучше, если он расхаживает вокруг, чтобы подчеркнуть важность бюллетеня. Действительно ли это работает на практике, действительно ли эти изменения меняют восприятие зрителями новостей, которые они смотрят, или это классический случай чрезмерного обдумывания слишком умными телевизионными профессионалами — вот в чем вопрос.
В телевизионных новостях всегда существует напряженность между журналистами, большинство из которых заботятся в основном о содержании сюжетов, и креативщиками, продюсерами и режиссерами, которые часто больше поглощены механикой телевидения и, прежде всего, визуальными эффектами. Всегда есть опасность, что «внешний вид» станет главным соображением. А поскольку технологии продолжают развиваться, всегда возникает необходимость делать что-то новое — просто потому, что это возможно.
Никогда еще это напряжение не было столь очевидным, как во время освещения CNN выборов в США в 2008 году, когда ведущий новостей Вольф Блитцер храбро пытался ориентироваться в адском пространстве голографических говорящих голов.
Хью Эдвардс представляет Ten O'Clock News в 2008 г. Фото: Джефф Оверс
Еще в 1990-х я работал на BBC Breakfast News, которой предоставили современный спутниковый фургон вне вещательного фургона — потрясающее оборудование, которое позволяло нам делать наши репортажи из отдаленных мест. Это было здорово, за исключением того, что пока новизна не улетучилась, программа внезапно наполнилась множеством внешних трансляций, представляющих маргинальный интерес (и я это знаю, потому что вел довольно много из них). В конце концов, мы использовали фургон каждый день, но не из-за новостной ценности, а просто потому, что у нас была технология, и мы хотели ее использовать.
Модернизированная студия новостей BBC — это технологическое чудо, но решающим фактором является то, улучшат ли эти изменения понимание. Если вы не можете утвердительно ответить на вопрос: «Помогает ли это зрителю понять, о чем мы говорим?» тогда нет смысла возиться с форматом. Значит ли это, что Хью Эдвардс, расхаживающий по студии, улучшает ситуацию? Я не уверен. Во-первых, это привлекает так много внимания к ведущему, что его движения рискуют отвлечь внимание.
Совсем скоро эти обновленные «Новости в десятке» станут привычными, и уже никто не вспомнит, как когда-то читатель новостей сидел за письменным столом. А потом, возможно, еще через 10 лет или около того, мода изменится, и наличие ведущего в движении начнет выглядеть несвежим, и новая команда предложит блестящую новую идею вернуть Эдвардса или его преемника за спину. стол письменный. И в каком-то смысле все это не имеет большого значения — это просто неустанная погоня телевидения за новизной.
Адский: Вольф Блитцер пытается поговорить с голограммой на CNN в 2008 году. Фото: CNN
Но огромные усилия, затрачиваемые на совершенствование внешнего вида телевизионных новостей, должны напоминать нам о том, что на телевидении главное — внешний вид. Как несколько десятилетий назад заметил канадский теоретик Маршалл Маклюэн: «Средство — это сообщение».
В старом Советском Союзе ночные новости следовали строгой формуле. Мужчина (почти всегда мужчина) сидел за письменным столом и с суровым и бюрократическим видом читал новости о тракторном производстве и встречах вождя в этот день. Он говорил авторитетно, и действительно, за ним стоял настоящий, жестокий авторитет тоталитарной системы. Аудитория получила версию правды режима; пожалуйста без вопросов.
Сегодня в современной России дела пошли дальше. Методы, применяемые в новостном бизнесе, скопированы непосредственно с Запада. Если вы посмотрите новости на Первом канале, которые транслируются с Останкинской телебашни в Москве, вы увидите, что в них тоже есть сложная графика, симпатичные ведущие и блестящие декорации. Недавно я смотрел некоторые из них в исследовательских целях, и, конечно же, по студии расхаживал ведущий новостей, представляя репортажи (одобренные Кремлем). Русские используют новые технологии, чтобы рабски служить целям путинского режима.
Российские новостные каналы подражают Западу Кредит: Первый канал России
В отличие от А вот Первый канал, Би-би-си, волен сообщать, что ей нравится, как ей нравится. Но у многих из нас остаются серьезные вопросы о беспристрастности и справедливости Би-би-си. Может быть, оно и не находится под контролем правительства — во всяком случае, не правительства консерваторов, — но Би-би-си сообщает свою собственную версию правды. Изменения, внесенные в способ представления новостей, возможно, улучшили визуальное представление, но содержание бюллетеней осталось неизменным.
А как насчет действительно важных изменений, обещанных нам генеральным директором Тимом Дэви, когда он впервые получил эту работу? Он сказал, что его приоритетом номер один было восстановление беспристрастности Би-би-си. Мы все еще ждем этого.
Свежие комментарии