«Кухня» в Королевском дворе в 1994 г. Фото: Photostage.co.uk
Если когда-либо существовала профессия, созрел для драматизации, это ресторанный бизнес. Врачи и детективы могут быть более повсеместными на экранах наших телевизоров и в кинотеатрах, но кипящее кровью давление элитного ресторана, эго шеф-поваров и конфронтационный характер некоторых клиентов делают его ареной, которая делает дом Атрея выглядят положительно доброкачественными.
В последнее время появились фильмы и сериалы, полностью раскрывающие почти оперную напряженность профессионального кейтеринга. Есть «Медведь», в настоящее время на Disney +, в котором Джереми Аллен Уайт играет всемирно известного шеф-повара, который вынужден взять на себя управление магазином сэндвичей своего брата.
В Великобритании «Точка кипения» Стивена Грэма, чудо с одним дублем, в котором актер играет босса забегаловки, цепляющегося за свои зубы, настолько обожали, что теперь по ней снимают сериал. Также по телевизору показывают «Млекопитающие» с Джеймсом Корденом в роли неотесанного шеф-повара с несколькими звездами Мишлен, но не обладающего самосознанием. В прошлые выходные вышел «Меню», приятная сатира OTT с Рэйфом Файнсом в роли претенциозной кулинарной звезды, которая делает выстрелы в те рестораны, где от еды нужно пускать слюни, а не наслаждаться.
Нам, конечно, не чужды кухонные кошмары. Телевизионные конкурсы, такие как MasterChef и The Great British Bake Off, хотя и кажутся дружественными по своим намерениям, мало что делают для того, чтобы скрыть нас от ужасов высокого давления, связанных с приготовлением пищи до совершенства. Между тем, наше восприятие вспыльчивого и темпераментного шеф-повара в значительной степени закрепилось в образе Гордона Рамзи на экране в различных сериалах.
Тем не менее, с точки зрения драмы, шкаф до сих пор оставался на удивление пустым. Самым известным примером, вероятно, является великодушная «Большая ночь» (1996), жизнеутверждающая комедийная драма со Стэнли Туччи и Тони Шалхубом в роли двух братьев-итальянцев, пытающихся спасти свой нью-йоркский ресторан от разорения. Комический потенциал кухни был исследован в таких ситкомах, как Chef! с Ленни Генри и Уайтс с Аланом Дэвисом, но ни один из них не произвел неизгладимого впечатления. Это странно, но мне интересно, связано ли это с тем фактом, что повара в общественном сознании не особенно сочувствующие существа. Мы думаем о краснолицых мужчинах, которым, возможно, помешал их собственный перфекционизм, выкрикивающих приказы и ругающих свой персонал.
Если есть настоящий предок ресторана как помещения для шоу ужасов, которым мы сейчас наслаждаемся, нам нужно вернуться на 63 года назад к Королевскому придворному театру и «Кухне» Арнольда Вескера. Вескер зарекомендовал себя в самом центре британской театральной революции — его пьеса «Корни» о пути необразованной молодой женщины к самовыражению прекрасно уловила атмосферу беспокойства и ограничений, которые, наконец, будут разрушены в последующее десятилетие.
«Кухня» доказала, что он был мастером социального наблюдения, и эта пьеса, действие которой происходило за кулисами огромного ресторана в Вест-Энде, радикально показывала реалии работы (ранее это идеализировалось), когда заказы накапливались, а измученный персонал (плавильный котел людей со всей Европы) приходится иметь дело с многочисленными заказами на рыбу, котлеты, омлеты и фруктовые пироги. — Полторы тысячи посетителей, половина из них ест рыбу. Я должен был начать работу в пятницу», — говорит Петер, маниакально-германский руководитель вареной рыбы. Кевин, отвечающий за жареную рыбу, мечтает о сне.
В 1959 году ресторанная индустрия была совсем другой. Хотя изысканную кухню можно было найти в лондонском Вест-Энде, мы все еще были захвачены серым, неназидательным миром пост-нормирования, и для большинства идея еды вне дома ограничивалась уютным комфортом. вареных яиц на тосте в лионской чайной. В «Кухне» речь шла не о еде, как сказал сам Вескер: «Качество еды здесь не так важно, как скорость, с которой ее подают». тот факт, что работники ресторана должны выполнять свои обязанности с головокружительной скоростью, что точность имеет решающее значение, и любой неверный расчет времени может привести к катастрофе. Ему также удалось предсказать будущее в том смысле, что все персонажи находятся в опасности быть определяемыми своей работой — то, с чем мы все можем себя отождествить в наши стрессовые времена.
Напряженность в новой горячей дораме Hulu «Медведь» накалялась. Фото: Hulu
Несмотря на обыденный сеттинг, «Кухня» имеет нечто большее, чем жизнь — то, что проявилось в «Меню», где еда — это театр, а ее создатель — злобный кукловод. В преддверии развязки первой части сценарий Вескера предполагает, что «последнее безумие можно стилизовать», поскольку официантки ходят вокруг поваров, выкрикивая ту же последовательность заказов, и «нарастает гул духовки и гаснет свет». над печами горят с нарастающей интенсивностью до белого света…»
Стресс от работы в такой среде скороварки никогда не был так хорошо сформулирован, как Питер. «Кто-то заказывает луковый суп, а вы кладете суп, хлеб и сыр в жестяную банку для жарки — прыгайте! Потом кто-то заказывает ветчину с яйцом в другой банке — прыгай! Потом кто-то заказывает омлет, и ты прыгаешь, чтобы смешать это… Поднимаешься, спускаешься, прыгаешь сюда, прыгаешь туда, потеешь, пока пар не идет от спины… (позже он берет топор для мяса и начинает колоть газовый провод) не только улавливает эффект колеса хомяка. Это также подчеркивает идею кухни как места нескончаемого ритуала, откуда рабочие никогда не смогут сбежать. Это далеко не место, где запекаются вкусные фантазии, Вескер первым понял, что кухня — это место, где наши самые мрачные страхи могут дать волю нашим самым мрачным страхам.
Меню теперь в кинотеатрах
Свежие комментарии