Эрнест Боргнайн, Стелла Стивенс, Ред Баттонс и Памела Сью Мартин в фильме «Приключение Посейдона». Автор: Алами
Когда молодой Бен Стиллер рассказал Джин Хэкман, что он обожает «Приключение Посейдона», фильм, который вдохновил его стать режиссером, седой ветеран-актер пристально посмотрел на него и пробормотал: «О да. Денежная работа», прежде чем уйти. Хэкман также отверг свой вклад в создание фильма, дважды получившего «Оскар», сказав: «Когда я работал над ним, мне было немного стыдно за себя».
Во время съемок «Приключения Посейдона» , премьера которого состоялась 12 декабря 1972 года, Хэкман усугубил травму правого колена (сустав с металлическими штифтами в нем после аварии на мотоцикле 30 лет назад), и его колено пришлось дренировать три раза во время Производство. Возможно, неудивительно, что он отказывается подписывать постеры фильма-катастрофы, когда к нему обращаются фанаты.
Хэкмен был не единственным светилом, который пострадал во время съемок самого кассового фильма 1973 года: Эрнест Боргнайн напряг мышцы спины, натягивая тяжелые веревки, и до конца съемок ему пришлось носить корсет; Джек Альбертсон получил рваную рану на голове, а Стелла Стивенс обожгла зад горячей трубой. Обильное количество воды (всего было израсходовано почти четыре миллиона галлонов) оставило у части гипса болезненную боль в ушах.
А также раненые тела – от взрывов, прыжков, пожаров, дыма, пара. и битое стекло – на съемочной площадке было много обид, и в течение многих лет после этого актеры фильма, собравшего более 125 миллионов долларов в мировом прокате и породившего фан-клубы, кинематографические телевизионные сиквелы и регулярные торжества в честь круизных лайнеров.
Фильм был адаптацией истории, вдохновленной путешествием автора Пола Галлико в 1937 году, когда R.M.S. Королева Мария повернулась на бок огромными волнами. В романе Галлико 1969 года рассказывается о группе пассажиров, отчаянно пытающихся выбраться из перевернувшегося лайнера. Галлико вел любопытную жизнь. Будучи молодым спортивным обозревателем, он вызвал чемпиона мира в супертяжелом весе Джека Демпси на спарринг. «Что случилось, сынок, ты больше не нравишься своему редактору?» пошутил боксер, который играл с ним в течение одной минуты и 37 секунд, прежде чем нокаутировать его. «В пределах моего черепа произошел ужасный взрыв, и я растянулся холоднее, чем скумбрия», — вспоминал Галлико.
<р>Став писателем-фантастом, житель Нью-Йорка переехал в Англию и жил с немецким догом и 23 кошками в девонском приморском городке Солкомб. Четырежды женатый писатель стал близким другом Яна Флеминга, который позже поблагодарил Галлико за поддержку, которую он оказал в отношении «Казино Рояль». Галлико сказал, что сцена пыток в дебюте Флеминга о Джеймсе Бонде «лучше всего, что я когда-либо читал», и посоветовал ему опубликовать такой явный «нокаут». Позже Флеминг поблагодарил своего друга за то, что он «расправил крылья над моим первенцем».
Хотя Галлико имел огромный успех со своим романом «Снежный гусь» — а фильм 2022 года «Миссис Харрис едет в Париж» основан на другой его книге — его личный помощник в Солкомбе позже вспоминал, как он говорил: «Я гнилой писатель. Мне просто нравится рассказывать истории». Это мнение не разделяет Джоан Роулинг. В 2000 году она сказала NBC: «Мне жаль, что Галлико сейчас не в моде — он великий писатель».
В 72 года, в поисках новой идеи, бывший военный корреспондент и кинокритик вспомнил свою близкую катастрофу на море. Он потратил месяцы на обширные исследования, чтобы сделать свой вымышленный СС Посейдон (названный в честь бога морей в греческой мифологии) заслуживающим доверия. И он придумал поистине драматическую, взрывную пряжу. Хотя его халтурный роман получил минимальные отзывы, права на него были приобретены Avco Embassy Pictures в 1969 году, а затем проданы компании 20th Century Fox.
Kent Productions Ирвина Аллена подписала контракт на создание фильма. Аллен и родившийся в Лондоне режиссер Рональд Ним наняли звездный состав, в который вошли пять лауреатов премии «Оскар»: Хэкман, Боргнайн, Альбертсон, Шелли Уинтерс и Ред Баттонс. Однако они были отвергнуты певицей Петулой Кларк, которая отказалась от роли Нонни Пэрри, потому что посчитала сценарий «безвкусным и глупым».
Джин Хэкмен в фильме «Приключения Посейдона». Авторы: Shutterstock
Венделл Мэйс, который написал первый сценарий, изменив катастрофу с Дня подарков на канун Нового года и убрав сцену необоснованного изнасилования в оригинальной истории Галлико, цитируется в книге «Интервью со сценаристами 1960-х годов» как признание: «Я скажу вам Что привлекало в «Приключении Посейдона»: деньги, которые мне предлагали. Я знал, что это будет большой, плохой, популярный фильм. После пары переписываний я попросил Ирвина освободить меня от этой работы. Он привел Стирлинга Силлифанта и изменил его достаточно, чтобы получить первое признание».
Однако по мере приближения даты начала съемок, 4 апреля 1972 года, затраты на подготовку к съемкам резко возросли, и новый президент 20th Century Fox Гордон Столберг пригрозил закрыть фильм. Аллен сразу же отправился в лос-анджелесский загородный клуб Hillcrest, что в Чевиот-Хиллз, и попросил своих богатых друзей Шерил Корвин и Стива Бройди поддержать его собственными деньгами в размере 4 миллионов долларов, чтобы успокоить беспокойство Сталбера. Они будут указаны в качестве исполнительных продюсеров.
«О, Ирвин, да, мы гарантируем вам эти деньги, но уходите, мы играем в джин-рамми, и это для нас важнее», — вспоминал Ним слова Бройди. «Они получили 50 процентов картины и ушли с не менее чем 20 миллионами долларов каждый, и они даже не приблизились к студии», — добавил Ним. Ходили слухи, что комик Граучо Маркс, также приятель Аллена, был еще одним молчаливым партнером по финансированию, хотя это никогда не подтверждалось. Граучо посетил съемочную площадку, а позже посетил рождественскую премьеру в костюме Санта-Клауса, пошутив, что фильм вызвал у него морскую болезнь.
SS Poseidon водоизмещением 81 000 тонн («на борту 1400 пассажиров, высотой с жилой дом и шириной с футбольное поле») сталкивается с проблемами на пути из Нью-Йорка в Афины. Культовый постер фильма гласил: «Ад, вверх ногами» с лозунгами: «В полночь, в канун Нового года, SS Poseidon был поражен 90-футовой приливной волной и перевернулся. КТО ВЫЖИВЕТ – В ОДНОМ ИЗ САМЫХ ВЕЛИКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ В МИРЕ КАЧЕСТВА!»
Знаменитый постер фильма «Приключения Посейдона».
Аллен собрал команду из 400 продюсеров и исполнителей для одного из самых технически сложных фильмов, когда-либо созданных. «Актерам предстоит пройти через то, что является, мягко говоря, адом, — сказал Ним в 1972 году. и больше в синяках. Сама физическая проблема, связанная с тем, что очень важные актеры и актрисы проходят через изнурительный опыт, является самым сложным фильмом, который я когда-либо делал. Я сказал им, что еще до конца фильма они все меня возненавидят».
О катастрофе сигнализирует, когда капитан Харрисон, которого играет великий комик Лесли Нильсон, замечает в бинокль гигантскую волну-убийцу. «Это не будет ведро воды, брошенное вам в лицо, они использовали большую стену воды для Посейдона. Когда прибывает вода, я говорю: «О, Боже мой». Это была импровизированная фраза», — вспоминал он. «Мы убрали из этого Микки в более позднем фильме «Голый пистолет». Сцена с застывшим лицом Нильсона — один из десятков запоминающихся моментов, в том числе выжившие, взбирающиеся на гигантскую рождественскую елку, чтобы сбежать из перевернутого бального зала.
Уинтерс серьезно отнесся к ее подготовке. Актриса, которой было 52 года, когда она играла бабушку-пенсионерку, сильно набрала вес для этой роли, что побудило Хэкмана пошутить: «Она набрала 40 фунтов и получила от этого массу удовольствия». В 1973 году обозреватель New York Post Эрл Уилсон сообщил, что организация Weight Watchers вручила Уинтерс особую награду за достижение сброса «52 фунтов», которые она набрала для роли Белль Розен. Уинтерс также научилась задерживать дыхание под водой примерно на четыре минуты. «Один из парней из скубы Жака Кусто научил меня, как это делать, — объяснила она, — и в любом случае я очень хорошо плавала. Джонни Вайсмюллер [олимпийский чемпион и звезда Тарзана] много лет назад научил меня плавать в Бруклине».
Приключение Посейдона до того, как разразилась катастрофа. Автор: Алами
Трудно думать о «Приключении Посейдона», не вспоминая трогательное прощание Белль со своим мужем Мэнни, когда она готовится нырнуть вниз и спасти персонажа Хэкмана, преподобного Фрэнка Скотта, когда он оказался в ловушке под водой. Две звезды не ладили во время съемок. «Джин пытался сломить мою концентрацию. Он говорил: «Просто потри нос, если у тебя проблемы», — вспоминает она. После этой ключевой сцены Хэкмен закричал: «Ты, блядь, пытался меня утопить». «Я не мог этого отрицать, — позже сказал Уинтерс в интервью Конану О’Брайену, — и мы не разговаривали друг с другом в течение 20 лет после фильма… он отличный актер, но он — мудак». Позже Хэкман пошутил, что «потребовалось три дня, чтобы снять сцену, где Шелли Уинтерс ныряет и спасает меня. Она была единственной женщиной, с которой я когда-либо работал, которая могла спорить с тобой под водой».
Это было далеко не единственное напряжение в огромном актерском ансамбле. Кэрол Линли, сыгравшая Нонни, сказала кинокритику Роджеру Эберту, что она «много защищала Шелли перед всеми, кто ее ненавидел». Когда Эберт ответил «правда?», Линли добавила: «Она может быть такой эгоистичной. Шелли может заставить других чуть ли не дать ей по носу». Проигрыши Винтера в азартных играх также были фактором. «Раньше мы действовали друг другу на нервы, — признался Боргнайн. «Шелли провела свой перерыв, играя в карты. Она проиграла Джеку Альбертсону около 260 000 долларов, которые так и не выплатила».
В 2012 году в беседе с журналом Smashing Interviews Magazine Боргнайн попросили рассказать подробнее о том, что он снялся вместе с Уинтерс. «Она была первоклассной шлюхой, — сказал он. Боргнайн также высказал резкое мнение о Хэкмане. «Джин Хэкмен только что получил премию «Оскар» за фильм «Французские связи». По-видимому, в этом фильме они просто придумывали реплики по ходу дела, понимаете? Нам давали сценарии «Приключения Посейдона», но он, видимо, не смотрел свой сценарий. Он думал, что все еще занимается French Connection. У нас была репетиция, и пришло время говорить Джину, а от него ничего не исходило. Он повернулся ко мне и спросил: «Мы должны знать эти строки?» Я ответил: «Это общая идея». Это последний раз, когда я говорил с ним. Не поймите меня неправильно, он действительно замечательный парень».
Red Buttons, Эрнест Боргнайн, Памела Сью Мартин, Эрик Ши, Джек Альбертсон и Кэрол Линли в фильме «Приключения Посейдона». Авторы: Alamy
Битва за иерархию в фильме была напряженной. Морт Кюнстлер, создавший культовый постер к фильму, сказал, что в своих рисунках ему было поручено сделать размер человека соответствующим его контрактной стоимости. «Джин Хэкман должен был быть самой большой головой, затем Эрнестом Боргнином, а затем сексуальным образом Стеллы Стивенс в роли Линды Рого. Мне пришлось измерить головки штангенциркулем», — сказал Кюнстлер.
Был даже конфликт между режиссером и продюсером. Позже Ним пожаловался журналу FilmTalk, что «Приключение Посейдона — это постановка Ирвина Аллена, и это нормально. Я не возражаю против этого. Но это должен был быть фильм Рональда Нима, сразу после названия, и Ирвин велел поставить мое имя после актерского состава. Всякий раз, когда он работал со вторым блоком, он всегда следил за тем, чтобы рядом была съемочная группа, которая фотографировала его, снимала на видео. Он производил впечатление, что он сделал все. Это было так несправедливо». Стивенс назвал Аллена «самым дешевым человеком в мире».
Возможно, самые токсичные отношения на съемочной площадке были между Линли и покойным комиком Ред Баттонсом, который играл Джеймса Мартина, роль, изначально отданная Джину Уайлдеру. Линли считал, что Баттонс настроен враждебно, потому что «он думал, что у меня роль лучше, чем у него». На нью-йоркском промо-мероприятии с черным галстуком, посвященном продвижению фильма, нервный пресс-агент студии попросил Линли успокоиться после того, как она публично назвала Баттонса «ужасным человеком».
Вместо этого, согласно книге Эрла Уилсона 1974 года «Разоблачение шоу-бизнеса», она снова обрушилась на своего коллегу по фильму, отметив: «Баттонс был действительно дерьмовым со мной, но он скрывал это. Он крадет сцены, наступает на линии, пытается вывести меня из себя. Когда мы собирались сыграть сцену, он говорил: «Ну и дела, Кэрол, я надеюсь, ты сможешь сыграть эту, детка, не нервничай». Он сказал мне все дерьмо, что может сказать мужчина. Я его не люблю, и он это знает. Он не очень хорош. Он не смешной человек… лучшее слово для него — он с___.Напряженные условия труда усугубляли стресс для всех. 70 дней съемок проходили последовательно, поэтому актеры все больше уставали и покрывались синяками. «Это по-прежнему номер один как самый физически изматывающий фильм, в котором я когда-либо снимался», — сказал Хэкман, который сразу же отправился в отпуск на Гавайи, когда фильм был закончен. «К моменту окончания съемок мы были самым грязным, мускулистым и грязным актерским составом в истории кино».
«Это была самая физически сложная роль, которую вы только можете себе представить», — сказал Линли. «Нам приходилось плавать под водой, карабкаться по крошечным подиумам, ходить по огню… и они держали нас мокрыми весь день. Они обливали нас из шланга не менее 20 раз в день. И никаких мер предосторожности первые две недели съемок не было. Я был бы там на подиуме, и если бы я поскользнулся, это было бы через шесть этажей прямо через пламя на бетонный пол ».
Памела Сью Мартин, сыгравшая Сьюзен Шелби, помнит, что была настолько истощена, что засыпала на каскадерских матрасах между сценами. «Это было тяжело даже для 18-летнего подростка. Я не могу представить, каково было старшим участницам», — сказала она. «Мы плавали, лазили и бегали сквозь огонь. Это было вполне реально; это были не спецэффекты. Нам было очень некомфортно, мокро и грязно». Хотя в титрах было указано 49 каскадеров, Линли сказал, что Ним настаивала на том, чтобы показать настоящие лица актеров. «Когда мы выглядим испуганными, это реально», — добавила она
Один трюк вошел в историю Голливуда: момент, когда корабль полностью перевернулся, когда персонаж по имени Терри изо всех сил цепляется за привинченный стол, который перевернут вверх дном и теперь является потолком. Аллен попросил актера Эрни Орсатти совершить 32-футовое падение, которое закончилось тем, что он врезался в окно бального зала. «Ты хочешь, чтобы я сделал это осенью? Я не каскадер, — сказал он Аллену. В интервью для Stage and Screen Орсатти вспомнил, что Хэкман и Боргнайн должны были отсутствовать в день трюка, но пришли посмотреть, а Хэкман взял с собой камеру. «Я спросил Джина, что он там делает, и он улыбнулся и сказал: «Мы все пришли посмотреть, как ты умрешь».
Шелли Уинтерс и Джин Хэкмен в фильме «Приключения Посейдона». Автор: Alamy
Постановщик трюков Пол Стадер сказал Орсатти: «Не откидывай голову назад, ты сломаешь себе шею. Выберите точку, посмотрите на нее и отпустите», — Орсатти пришлось цепляться за стол в течение шести минут, прежде чем он упал, и он помнит, как прыгал с вытянутыми руками, прежде чем его «стукнуло холоднее огурца». Создатели фильма сделали кадр за один дубль, а Орсатти, которому причиталось 100 долларов за две реплики, получил еще 250 долларов за осень. Он получил 16 порезов стеклом. «Они хотели, чтобы я зарегистрировал ужас, и они наверняка его получили», — добавил он. «Я был напуган до смерти». Орсатти стал известным каскадером и привлек внимание на ежегодной конференции поклонников «Приключений Посейдона».
Аллен, Ним и арт-директор Билл Кребер проводили ежедневные производственные встречи, чтобы обсуждать проблемы, связанные со съемками каждого дня. В рекламном фильме о создании фильма Аллен попросил координатора трюков Пола Стадера подтвердить, что «никто не находится в опасности, верно? Ни одного шанса из 10 миллионов?» Стадер, который был дублером Хэкмена (его жена Мэрилин была дублершей Уинтера), заверил его, что все было тщательно отработано.
Возможно, самый рискованный кадр во всем фильме был, когда каскадер Ларри Холт, дублирующий персонажа Родди МакДауэлла Эйкра, падает с высоты 40 футов через вентиляционную шахту с минимальным зазором от бетонных стен. Его поймала сеть, скрытая бурлящей водой в резервуаре. Несмотря на то, что он был тщательно спланирован с множеством эскизов, это все же был опасный маневр. «У меня большой опыт работы в жанре экшн; это был самый опасный трюк, который я когда-либо видел», — сказал Аллен, который заплатил Холту 1000 долларов за его работу. МакДауэлл сказал, что это был «самый страшный» момент на съемочной площадке, который он когда-либо видел.
Цунами обрушилось на SS Poseidon Credit : Алами
Трюки были лишь одним из примеров замечательного внимания к деталям и одной из причин, по которой Кребер назвал «Приключение Посейдона» фильмом мечты, потому что «возможность сняться в таком фильме выпадает раз в карьере». Художник по костюмам Павел Заступневич, получивший одну из восьми номинаций на «Оскар» за фильм, провел много времени на крейсерах, занимаясь исследованиями. «Я решил, что единственный способ сделать это правильно — отправиться в морское путешествие самостоятельно. Именно там у меня появилось множество идей о том, какие костюмы будут носить люди», — сказал он.
Музыка также была первоклассной, включая оскароносную заглавную песню The Morning After и номинированную на «Оскар» музыку Джона Уильямса. Стремление к совершенству распространялось и на вымышленный корабельный оркестр, в состав которого входили ведущие калифорнийские сессионные музыканты, такие как Роберт «Уодди» Вахтел, гитарист, регулярно игравший с Линдой Ронштадт, Рэнди Ньюманом и The Rolling Stones.
Некоторые сцены были сняты на настоящем корабле Queen Mary, который начал отставку в порту Лос-Анджелеса, а внутренние декорации Fox Studio были созданы по оригинальным чертежам корабля. Тщательно поставленные трюки и взрывы были настоящими. Столовая была наклонена с помощью гидравлических подъемников, и Кребер и его команда использовали более 4000 рисунков и раскадровок при планировании декораций, спецэффектов, конструкции и ракурсов камеры. Они использовали миниатюру длиной 22,5 фута, построенную из модели королевы Марии, для внешних сцен, и зрелище переворота самого Посейдона стало одной из причин, по которой фильм получил Оскар за лучшие визуальные эффекты. Это был мастер-класс по спецэффектам задолго до компьютерной графики.
Фильм разделил мнения. Ред Баттонс считал, что это «просто лучший фильм-катастрофа из когда-либо созданных», в то время как Эберт описал «Приключение Посейдона» как «фильм, который, как вы знаете, будет ужасным, но все же каким-то образом вы должны его посмотреть, верно?» Кинокритик Бернард Дрю отклонил его за то, что он просто «запечатлел все когда-либо предпринятые клише». Ноэль Кауард написал Галлико, чтобы напомнить ему о силе его истории. «Я был прикован Посейдоном от начала до конца. На самом деле я не читал, что он висит вниз головой на стеклянной люстре, но я определенно висел на люстре несколько дней после этого».
Хотя элементы фильма сейчас кажутся устаревшими (женщины срывают с себя платья и блузки «в целях безопасности»), его успех положил начало одержимости семидесятых фильмами-катастрофами. ABC заплатила рекордную сумму в 1 миллион долларов за телевизионные права, и многие люди, в том числе Ним, заработали состояния.
Ним, который в 1940-х продюсировал «Короткую встречу», «Большие надежды» и «Оливер Твист» для Дэвида Лина, сказал, что он отправился прямо в Англию после его выпуска, чтобы начать работу над The Odessa File. Он вспомнил, как получил срочный международный звонок от босса Fox Штульберга. «Он сказал: «Ронни, меня не волнуют критики. Картина собирается заработать миллионы и миллионы». И это произошло; при стоимости 5 миллионов долларов он собрал около 200 миллионов долларов. «Приключение Посейдона» — не мой любимый фильм. Я думал, что это придет и уйдет через несколько месяцев. Но, с другой стороны, это мой любимый фильм, потому что он принес больше денег, чем все остальные мои фильмы, вместе взятые, и даже больше».
Хекман заработал свое состояние на фильм тоже, зарабатывая прямой гонорар в размере 1 миллиона долларов и намного больше, помимо своей договорной доли в валовых доходах. Только не просите его подписать какие-либо памятные вещи к 50-летию.
Свежие комментарии