Отменено: документальный фильм Мэг Смейкер «Неотредактированный», ранее называвшийся «Реабилитация джихада». Авторы: кинофестиваль «Сандэнс». надеется, что британские кинозрители помогут ей там, где не смогли американские. Ее фильм «Неотредактированное» о бывших заключенных Гуантанамо, проходящих «реабилитацию» в Саудовской Аравии, будет показан на этой неделе в независимом кинотеатре на севере Лондона. Это его первый британский показ после премьеры на кинофестивале «Сандэнс» в январе.
Учитывая множество восторженных отзывов о фильме, семидневный показ в ArtHouse Crouch End может показаться несколько сдержанным релизом. Подсказка, почему, кроется в одной из цитат рецензий на афише фильма. Он называет это «шедевром», но добавляет: «Не позволяйте никому говорить вам, что вы думаете об этом, пока вы сами не увидите это».
Именно это, по словам Смейкера, и произошло в США. Документальный фильм, изначально называвшийся Jihad Rehab, представляет собой интервью с пятью бывшими заключенными Гуантанамо, в которых рассказывается об их прошлом и их попытках вернуться к нормальной жизни. Смейкер всегда опасался, что это может вызвать недовольство в США из-за того, что они показаны людьми, а не монстрами. Но когда пришла негативная реакция, это была не мафия MAGA справа, а сторонники социальной справедливости слева.
В то время как поклонники фильма считали его хрестоматийным материалом для «Сандэнса», бросающим вызов стереотипам основных СМИ, критики утверждали, что это совсем не так. Они утверждали, что он распространял утомительные исламофобские нарративы, ставил под угрозу благополучие заключенных и был в лучшем случае пропагандистским упражнением для диктаторских правителей Саудовской Аравии. Многие недоброжелатели фильма его даже не видели, хотя для некоторых это казалось ни то, ни другое. По их словам, фильм был проблематичным просто потому, что его режиссер, как и многие другие режиссеры, создающие ближневосточные сюжеты, был белым и немусульманином. Как говорит Смейкер: «Я ожидал правого хука в этом фильме. Я не ожидал левого кросса».
Учитывая, что другие мусульманские голоса уже хвалили фильм, как и газета The Guardian, которая поставила фильму четыре звезды, критика ни в коем случае не была единодушной. Это не помешало боссам Sundance встревожиться. После его премьеры в январе директор Sundance Табита Джексон публично извинилась за его показ и за «боль», причиненную мусульманским общинам.
Это разрушило мечты Смейкера о поиске основных дистрибьюторов и даже привело к тому, что он был исключен из других фестивалей инди-кино. Только теперь, после того, как он стал знаменитой причиной отмены культуры, он вернулся за счет краудфандинга, что позволило Смейкеру профинансировать лондонский показ на этой неделе. Семидневного срока как раз достаточно, чтобы получить право на участие в британской премии Bafta, чьи судьи, как она надеется, рассмотрят его более справедливо, чем Sundance.
«Культура отмены в США сошла с ума. , но я надеюсь, что судьи Bafta и другие британцы оценят это непредвзято и увидят, что это такое», — говорит она мне.
По иронии судьбы, беспокойство по поводу того, как Америка видит мусульман, впервые побудило Смейкера взять в руки камеру. Когда случилось 9-11, она была 21-летней пожарной в Калифорнии, пошла по стопам своего отца. Ей нравилась работа и дух товарищества пожарных, но ее беспокоила их реакция после терактов, в результате которых погибли 343 нью-йоркских коллеги.
«Вся нация в то время чувствовала гнев, хотя в пожарной части, наверное, чувствовалась ярость», — говорит она. «Вначале он был только в сторону «Аль-Каиды», но потом стал кем-то с Ближнего Востока или мусульманином. У меня не было опыта Ближнего Востока, и все, что я видел, проходило через чужой фильтр, поэтому я решил убрать этот фильтр».
Режиссер Мег Смейкер в Цюрихе, сентябрь 2022 г. Фото: Getty
Не из тех, кто делает что-то наполовину, Смейкер уволилась с работы и провела следующее десятилетие, погрузившись в мусульманский мир. Она путешествовала автостопом по Афганистану, побывала в Сомали и провела пять лет в Йемене, обучая тушению пожаров и изучая арабский язык. Она также изучала кинопроизводство и заинтересовалась местом, о котором впервые рассказали йеменские друзья: Центром консультирования и ухода Мохаммеда бин Найефа в Эр-Рияде.
Это официальное название центра, в просторечии известного как «реабилитационный центр джихада», где подозреваемые в терроризме проходят религиозную и социальную терапию, которая может привести к их освобождению. Центр вызвал споры не в последнюю очередь потому, что в 2009 году выяснилось, что пятеро его выпускников скрылись, чтобы присоединиться к «Аль-Каиде на Аравийском полуострове» (АКАП), йеменской террористической группировке.
Интерес Смейкера к организации центр, тем не менее, был в шансе, он предложил, чтобы другие экс-заключенные рассказали свои истории. «Мой фильм пытается понять этих мужчин на человеческом уровне — то, чего давно не хватает в этом повествовании», — сказала она.
В фильме есть сцены в классах центра, где преподаватели учат студентов важности «критического мышления» и уважения различных взглядов. Классы также служат завершающей школой для преодоления трудностей гражданской жизни, предлагая причудливые советы о том, как найти и сохранить работу и жену. «Прямо сейчас от тебя пахнет потом — как она будет тебя терпеть?» — рассказывает один из наставников своим подопечным, напоминая им, что они «не молодеют».
Смейкер фокусируется на четырех йеменцах и одном саудовце, у всех разное происхождение. Халид, саудовец, открыто выражает «стыд» за свое прошлое в качестве изготовителя бомб из «Аль-Каиды». Мохаммед, который признается, что воевал в Афганистане, говорит, что попал туда из-за проблем с наркотиками дома. Пожилой мужчина, Абу Ганим, говорит, что сначала он взялся за оружие, чтобы защитить боснийских мусульман. В фильме нет реальной попытки установить их вину или невиновность: скорее, он предполагает, что они обычные люди, которые, возможно, сделали неправильный жизненный выбор, часто из ограниченных возможностей.
Центр консультирования и консультирования Мохаммеда бен Найефа в Эр-Рияде представлен в The Unredacted Credit: Getty
Надир, предположительно телохранитель Усамы бен Ладена, считает, что ему мало что можно показать в своей жизни, даже после освобождения из центра. «У меня до сих пор нет ни работы, ни брака, ни будущего», — говорит он. «Я ноль». Другой человек, Али аль-Райми, проявляет беспокойство по поводу своего брата Кассима, в то время лидера АКАП. «Это мой брат, и я люблю его…» — говорит Али. «Но пока он жив, погибнет больше людей». (Кассим погиб в результате удара американского беспилотника в 2020 году.)
Работа над фильмом длилась шесть лет, включая год переговоров с правительством Саудовской Аравии и три года съемок, в течение которых, по словам Смейкера, мужчины постепенно открывались. Когда в декабре прошлого года Sundance включили его в шорт-лист для своих показов, все это стоило того.
«Сандэнс — это как выиграть в лотерею инди-фильмов: они получают тысячи заявок со всего мира, и это ставит ваш фильм на карту», — говорит Смейкер. «Кроме того, это означало, что люди будут говорить о Йемене, когда все внимание будет сосредоточено на Украине и Сирии. Я мечтал о премьере, о том, какой будет публика, как будут проходить вопросы и ответы после нее и даже о куртке, которую я надену».
Нападки на фильм начались в социальных сетях сразу после включения в шорт-лист, в том числе в связи с его первоначальным названием. В то время как «Джихад Рехаб» был английским термином, используемым сотрудниками центра, и мог быть легко понят аудиторией, противники указали, что джихад может означать любую священную борьбу, а не только войну. Позже Smaker изменил название на The UnRedacted.
Сандэнс по-прежнему настаивал на премьере, предварительно потребовав от Smaker нанять юридическую фирму для проверки и подтверждения этики создания документального фильма. Похоже, это не удовлетворило критиков.
Открытое письмо организаторам фестиваля было подписано множеством людей, названных «мусульманскими, ближневосточными, североафриканскими и южноазиатскими кинематографистами». В нем говорилось: «Создавая платформу Jihad Rehab, кинофестиваль «Сандэнс» участвовал в безрассудных программах, которые: (а) могли поставить под угрозу безопасность людей в фильме; (б) предоставил платформу для некачественной журналистской этики и стандартов; и c) воспроизводится предвзятое отношение к мусульманам».
Бассейн, которым пользовались реформированные джихадисты. Фото: AFP
Кроме того, в социальных сетях появились жалобы на то, что фильм был снят «белой» съемочной группой, что отражает усталость от освещения Ближнего Востока западными журналистами, не знающими его сложностей. Однако вряд ли это было справедливым описанием Смейкер или ее команды, в которую входили сопродюсер из Саудовской Аравии и исполнительный продюсер из Йемена. Кроме того, как гражданин страны, подвергшейся нападению 11 сентября, Смейкер, возможно, сохранил столько же прав, сколько и любой другой человек, снимать фильмы об исламистском экстремизме.
Фильм также столкнулся с давними чувствами по поводу Гуантанамо, где четверо йеменцев провели 15 лет, ни разу не предавшись суду. Хотя опрошенные упоминают об отсутствии надлежащей правовой процедуры, Смейкер внес поправку в фильм, чтобы стало яснее, что никто никогда не был осужден.
Более сложный вопрос заключался в том, могли ли мужчины свободно согласиться на интервью, учитывая, что они все еще находились под стражей в Саудовской Аравии. Может ли правительство подталкивать их за кулисами? Смейкер говорит, что центр настаивал на том, чтобы мужчины дали ей письменное разрешение, а из 150 заключенных, которых она встретила, согласились лишь немногие. (Четверо йеменцев согласились отчасти потому, что Смейкер провел там так много времени.)
Некоторые критики настаивают на том, что ни один задержанный в такой автократии, как Саудовская Аравия, никогда не сможет дать действительно осознанное согласие. Тем не менее, если довести это до логического завершения, это может сделать этически сложным для любого журналиста интервью с заключенными в диктаторских режимах или даже предать гласности их причины из страха перед официальным возмездием. (Например, в одном из победителей конкурса «Сандэнс» этого года фигурирует российский диссидент Алексей Навальный.)
Адвокат Клайв Стаффорд-Смит, который представлял заключенных Гуантанамо, сообщил The Telegraph, что мужчин допрашивали о заявлениях, которые они сделали во время пыток в заключении в США, и что им следовало разрешить присутствие адвокатов во время интервью со Смейкером. .
CAGE, британская правозащитная группа, представляющая интересы заключенных в рамках войны с терроризмом, также утверждает, что по крайней мере один из опрошенных с тех пор сказал им, что теперь опасается за свою жизнь, хотя правительство Саудовской Аравии официально запрещает опрошенным вступать в несанкционированные контакты за пределами Саудовской Аравии.
< p> Поскольку скандал вокруг фильма не утихает, Сандэнс впоследствии извинился за его показ и выступил с длинным заявлением о соблюдении баланса между «свободой творческого самовыражения» и «надлежащим контекстом». Фестиваль также обязался заняться «репрезентацией, авторством и сохранением стереотипов, особенно в том, что касается угнетенных/маргинализированных сообществ».
Однако для Смейкер благонамеренные слова не скрывали того факта, что она была поставлена на пьедестал и эффектно сброшена с него. «Это было похоже на то, как если бы я пришел на свою свадьбу в идеальном платье, а потом кто-то вылил на меня ведро дерьма, когда я подходил к алтарю. «Сандэнс» должен положить начало вашей карьере режиссера, но он разрушил мою».
Также сменила курс один из исполнительных продюсеров фильма, Эбигейл Дисней, родственница Уолта Диснея, которая ранее была и финансистом, и энтузиастом группы поддержки. Ранее она написала Смейкеру: «Этот фильм ТААААК хорош, ТАААААААААААААААААААААААААААААААА снят и ТАААААк хорошо смонтирован… Вы сделали что-то великое».
Однако в конце февраля она принесла свои собственные публичные извинения за фильм, заявив, что он приземлился «как грузовик ненависти». «Я абсолютно не могла понять, насколько утомлено и противно постоянное представление мусульманских мужчин и женщин как террористов, бывших террористов или потенциальных террористов, мусульманский народ», — сказала она.
Смейкер говорит, что «если Извинения Сандэнса заключались в том, чтобы положить фильм в гроб, а извинения Диснея были гвоздем». Что еще хуже, по ее словам, критики связались через социальные сети с другими людьми, упомянутыми в титрах, предлагая им отмежеваться от фильма или рисковать репутацией.
Но пока Смейкер обдумывала крах своей карьеры — к этому времени она была разоренной и ядовитой — фурор привлек других в ее защиту. В их число входил Фонд против нетерпимости и расизма (FAIR), группа за гражданские свободы, выступающая против деплатформирования. Один из членов правления, Зайд Джилани, журналист пакистанского мусульманского происхождения, написал: «Трудно отделаться от ощущения, что если бы я снял точно такой же фильм точно таким же образом, он почти ни от кого не подвергся бы критике». /р> <р>Он также осудил то, как «прогрессивные» культурные институты США приняли «глубоко реакционные и сектантские взгляды» на то, смогут ли люди с разным происхождением когда-либо действительно понять друг друга. «Это происходит, когда другие части мира ставят под сомнение это сектантское мышление», — сказал он.
Сочувствовали и некоторые из самых известных американских журналистов, в том числе Себастьян Юнгер, автор номинированного на «Оскар» афганского документального фильма «Рестрепо». В статье для America's National Review он написал: «Предпосылка зарубежных репортажей состоит в том, что вам не нужно быть евреем, чтобы понять Холокост, черным, чтобы понять гражданские права, или обездоленным, чтобы понять этническую чистку; достаточно быть человеком».
Некоторые критики Смейкера считают, что их самих теперь представили в ложном свете, утверждая, что вопрос о белизне Смейкера, с которым не все не согласны, затмил другие их жалобы. Они также утверждают, что в лихорадочном, капризном дискурсе текущей политики США они сами испытали негативную реакцию, высказавшись.
Какими бы ни были их собственные взгляды, британские зрители теперь смогут увидеть фильм сами — во многом благодаря подкаст-интервью, которое Смейкер сделала с американским философом Сэмом Харрисом, собравшим 750 000 долларов для ее кампании GoFundMe. Тем не менее, она утверждает, что добиться показа фильма в Великобритании было непросто. «Наш агент по бронированию кинотеатров обратился к нескольким людям, и многие из них боялись, что разногласия могут осложнить жизнь их кинотеатрам».
Она надеется, что вместо того, чтобы вызвать дальнейший шум, она надеется, что теперь все просто разгорится. основное распространение, которого она всегда считала достойным. Однако она опасается, что в следующий раз, когда другой независимый режиссер захочет затронуть спорную тему, они дважды подумают, прежде чем обращаться с ней к Сандэнсу.
«Последствия более чем тревожны, — говорит она. «Все крупные американские киностудии беспокоятся о рекламодателях, но единственное место, где я ожидаю получить сложный контент, — это независимый сектор. Если это отнимут, куда вам еще идти?»
The UnRedacted показывается в ArtHouse Crouch End, London N8, до пятницы, 23 декабря
Свежие комментарии