Звезды «Белого шума» Ноя Баумбаха Адам Драйвер и партнерша Грета Гервиг Фото: WILSON WEBB/NETFLIX
Детство Ноя Баумбаха было пропитан кино. Его родители, оба писатели, которые работали кинокритиками в Нью-Йорке, приучили их сына — будущего режиссера «Брачной истории» и вышедшего в этом месяце «Белого шума» — ходить в кино в раннем возрасте. Рацион юного Ноа был абсурдно разнообразным: он помнит, как в девять лет сел за просмотр шедевра Жана Ренуара «Правила игры» 1939 года.
Но когда он достиг подросткового возраста, поток комедий 1970-х и 80-х годов с участием ветеранов шоу «Субботним вечером в прямом эфире» — «все, что связано со Стивом Мартином, Биллом Мюрреем или Чеви Чейзом», — говорит он, — заставило его подумать: «Это для меня». . Соответственно, будучи студентом, Баумбах увлекся импровизацией, хотя после своих выступлений его продолжали преследовать все великие реплики, которые он хотел бы придумать на сцене.
Когда ему было немного за двадцать, он сел писать сценарий и понял, что наконец-то нашел свое призвание. «Мне казалось, что я, по сути, импровизировал сцену с самим собой», — объясняет он. «Но тогда вы доведете это до совершенства, а не будете жить со стыдом за то, что придумали под влиянием момента».
Потягивая кофе в лондонском отеле, одетый в темно-синий блейзер, белоснежную рубашку и брюки чинос, Баумбах не производит впечатление спонтанного типа. На съемочной площадке это не так: актеры от Дастина Хоффмана до Рэя Лиотты отмечали, насколько строго он заставляет их придерживаться слов на странице. Однако в своем последнем фильме 53-летний актер вышел за рамки сценария — по крайней мере, с точки зрения жанра.
«Белый шум», адаптированный из нашумевшего романа Дона Делилло 1985 года, также сосредоточен на внешне комфортном, но внутренне фрагментирующемся ядерном блоке. Партнер Баумбаха, актриса и режиссер Грета Гервиг, играет внимательную и заботливую Бабетту Глэдни, а Адам Драйвер играет ее напыщенного мужа Джека, уважаемого лектора в бессмысленной постмодернистской области, созданной им самим, известной как Гитлероведение.
< img src="/wp-content/uploads/2022/12/364fd832bd716c9aff81d83d5bebad52.jpg" /> Ной Баумбах и его партнер Грета Гервиг совместно работали над «Белым шумом» и «Барби». Фото: Кевин Мазур/WireImage
Комфортная жизнь Глэдни вскоре рушится из-за смертельной и сбивающей с толку катастрофы, известной как «Токсичное воздушное отравление», в то время как неприятности другого рода возникают из-за странного фармацевтического заговора с участием экспериментального препарата под названием Дайлар, который успокаивает своих пользователей страх перед смертью. .
Баумбах впервые прочитал «Белый шум» еще подростком, но его потенциал в качестве исходного материала был поражен только после выхода его драмы об отношениях «Брачная история» в 2019 году. Она была номинирована на несколько премий «Оскар», в том числе «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий» (написано самим Баумбахом); Лора Дерн получила награду за лучшую женскую роль второго плана.
Этот фильм, по его словам, «похож на завершение цикла, над которым я работал годами». После своего прорыва в 2005 году «Кальмар и кит» Баумбах занялся серией ироничных, но глубоко прочувствованных (и часто частично автобиографических) комедий об эмоциональных затруднениях буржуазной семейной жизни. «Кальмар и кит» о распадающемся литературном доме в Бруклине частично был вдохновлен разводом родителей Баумбаха, когда ему было 14 лет. Это был его третий фильм, но первый, в котором он был уверен, что его собственный голос «может быть и киноголосом».
Он решил перечитать «Белый шум» в конце 2019 года, за несколько месяцев до того, как Covid придал центральной катастрофе романа мрачный актуальный резонанс. Тем не менее, он обнаружил, что ежедневно цитирует отрывки Гервиг, «всегда говоря ей:« Именно так я отношусь к современному миру »». Именно во время блокировки в 2020 году он решил адаптировать это. «Повышенный тон и язык так отличались от всего, что я делал раньше, но в тот момент все казалось таким реалистичным».
Захлестывающее присутствие поп-культуры в романе Делилло поставило перед Делилло еще одну проблему: как показать, что все реальности ваших персонажей формируются средствами массовой информации? Решение Баумбаха состояло в том, чтобы снять определенные эпизоды в стиле любимых фильмов 1980-х годов: «Все эти вещи Стивена Спилберга, Джона Карпентера, трилогии «Назад в будущее», которые люди моего возраста все еще любят с детства». Между тем, в многочисленных сценах в местном супермаркете Глэдни его персонажи носили одежду, перекликающуюся с рекламными логотипами: «Красное — это красный кока-кола, а желтый — желтый Cheerios. Я чувствовал, что моя работа — найти визуальный язык для того, что Делилло делал со словами».
Баумбах объясняет все эти гениальные вещи хладнокровием ипотечного брокера, излагающего ваши варианты: даже такой выдающийся проект требует методичного подхода. И возможно, мы еще ничего не видели. В 2019 году выяснилось, что Баумбах и Гервиг в высшей степени маловероятные сценаристы предстоящего фильма Warner Bros о Барби: два года спустя было также объявлено, что Гервиг станет его режиссером.
На связь вышла звезда фильма Марго Робби. «Она купила права, подошла ко мне и Грете и спросила: «Может быть, вы захотите этим заняться?». Поначалу Гервиг была в большем энтузиазме из них двоих: «Обычно я просто соглашаюсь с тем, что предлагает Грета, — пожимает он плечами. «Но у нее было предчувствие по этому поводу. И когда мы с ней начали говорить об этом, я был взволнован тем, что мы могли бы сделать». (Каков именно их угол, он отказывается раскрывать: все, что он скажет, это то, что «то, что сняла Грета, было очень похоже на сценарий Греты и моего».)
«Белый шум» и Барби — первая совместная работа пары с момента начала их отношений, когда они написали сценарий, а Гервиг снялась в фильмах «Фрэнсис Ха» 2012 года и «Госпожа Америка» 2014 года. Они познакомились во время съемок фильма «Гринберг» 2010 года, который Баумбах написал вместе со своей тогдашней женой, актрисой Дженнифер Джейсон Ли: пара развелась в том же году.
Марго Робби в фильме «Барби», написанном в соавторстве с Ноем Баумбахом и Гретой Гервиг. Фото: Яап Буитендейк
Он говорит о Гервиг с обезоруживающей нежностью и описывает, как он пишет вместе с ней, как «находит ту вещь, которая не только она или просто меня, но пространство между нами, которое нам обоим действительно нравится.
«Я бы даже не сказал, что мы отделяем работу от жизни, но мы объединяем ее», — продолжает он. «Мы можем заниматься своими делами или гулять с сыном, – трехлетний Гарольд, — а потом один из нас скажет: «О, это было бы забавно в кино».
Еще одна профессиональная любовь всей его жизни — это, безусловно, Адам Драйвер, снявшийся в пяти из шести последних фильмов Баумбаха. Почему увлечение?
«Ну, он может все, так что это всегда плюс», — сияет он, прежде чем в восторге от работы 38-летнего актера в сюрреалистическом мюзикле Леоса Каракса «Аннет» и обжигающей религиозной эпопее Мартина Скорсезе «Молчание». В своих фильмах Баумбах продолжает: «Дело в том, что он может брать мои строки и передавать их точно так, как они написаны, но таким образом, который меня удивляет».
«Просто вариации ритма или что-то в этом роде. Но небольшие решения по производительности, которые всегда заставляют меня думать — о да, вот оно».
Баумбах на съемках фильма «Белый шум», который он написал, поставил и продюсировал. Wake (1939) Джеймса Джойса
«Бег по реке, мимо Евы и Адама…» На самом деле эта книга была адаптирована, но как экспериментальный фильм 1970-х годов. Наверняка среди лингвистических игр Джойса достаточно сердечности и человеческого интереса, чтобы соблазнить смелого (или безрассудного) современного режиссера? В конце концов, она не может быть хуже «Дюны» Дэвида Линча.
«Левая рука тьмы» (1969) Урсулы К. Ле Гуин
Умозрительный роман Ле Гуин, в котором рассказывается об исследователе, путешествующем на планету амбисексуальных существ, как нельзя более подходит для нашего понимания. гендерно-изменчивые времена – и Ле Гуин передает свое тщеславие с теплотой, человечностью и подлинной легкостью прикосновения. (На самом деле, если подумать, в эпоху Твиттера это все еще звучит слишком рискованно.)
Радуга гравитации (1973) Томаса Пинчона
Те, кому не удалось пройти дальше бравурного открытия с банановыми блинчиками, могут задаться вопросом, почему хриплая историческая сатира Пинчона о ракетной программе Фау-2 вызвала такой литературный ажиотаж. Знающие люди могут указать на запутанный шпионский заговор Boys' Own, который ведет свой путь от Лондона времен Блица до правления Ричарда Никсона.
Женщина на краю времени (1976) ) Мардж Пирси
Этой жемчужине феминистской научной фантастики давно пора придумать «Рассказ служанки». Это следует за афроамериканкой в психиатрической больнице, чье сознание мечется между будущей утопией, где проблема изменения климата решена, а пол не имеет значения — найдите тему! – и кошмарная, отравленная альтернатива.
Безутешные (1995) Кадзуо Исигуро
Элегантные и эллиптические книги Исигуро были адаптированы в прекрасные фильмы, такие как как убийственно заниженный «Остаток дня» Торговца Айвори. Но эта захватывающая история (возможно, самая богатая) о пианисте, дрейфующем по безвестному европейскому городу, жаждет томного прикосновения такого режиссера, как Джоанна Хогг.
Бесконечная шутка (1996) Дэвида Фостера Уоллеса
Этот 1200-страничный кусок постмодернизма — абсолютный хвастовство студентов: «Детка, ты даже не занималась английской литературой, пока не прочитала DFW». Но его властная репутация скрывает, насколько это головокружительный кинематографический роман. Наркомания, теннис низшей лиги, престарелые квебекские террористы, евклидова геометрия… сценарий пишется сам собой.
Белый шум на Netflix с пятницы
Свежие комментарии