Дзен
МОСКВА, 15 ноября, Павел Сурков. Новая работа режиссера Владимира Мирзоева вызвала множество неодобрительных отзывов зрителей и критиков. При этом актерский состав великолепен: Иван Янковский, Юлия Снигирь, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Борис Хвошнянский, Виктория Толстоганова, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Дмитрий Миллер, Мария Смольникова. Стоит ли смотреть сериал или лучше обратиться к проверенной временем классике — в материале.
Даты выхода и где смотреть
Сериал уже вышел на Кинопоиске. Пока в сети четыре серии — с небольшой задержкой, несмотря на активные анонсы. Сообщается, что остальные будут доступны только с 30 ноября.
Трейлер
Сюжет «Преступления и наказания»
Те, кто хорошо учился в школе и получал пятерки по литературе, конечно, знают сюжет романа Ф. М. Достоевского. Однако в новом сериале есть чему удивиться — тем интереснее его смотреть.
Блестящий актёрский состав
Родион Раскольников — Иван Янковский
< br />
Дуня Раскольникова — Любовь Аксенова
Тень — Борис Хвошнянский
Дмитрий Разумихин, друг Раскольникова — Тихон Жизневский
Марфа Петровна, жена Свидригайлова — Юлия Снигирь
Соня Мармеладова — Алёна Михайлова
Катерина Ивановна, мачеха Сони Мармеладовой — Виктория Толстоганова
ЛжеСвидригайлов — Дмитрий Миллер
Порфирий Петрович — Владимир Мишуков
Рецензия на «Преступление и наказание»
Когда-то давно английский писатель Рональд Нокс создал «Десять правил детективной литературы», которые позволяли любому автору создать идеальный сюжет для этого жанра. Само собой разумеется, что многие из этих правил постепенно нарушались. Но тем не менее на какое-то время они упорядочили мир детективов и сократили количество ширпотреба, переполнявшего читательский рынок.
Новая работа режиссера Владимира Мирзоева — «Преступление и наказание» на «Кинопоиске» — наводит на мысль о необходимости создания как минимум «трех правил российского сериала». Возможно, они позволят нам не испытывать все возрастающего стыда при просмотре очередного многосерийного фильма.
Правило первое: не модернизируйте сюжет без необходимости
Ход банальный и уже надоевший. Хотите чего-то новаторского — двигайте сюжет вперед или назад во времени. Но когда всю риторику, а главное, логику событий оставляете на одном уровне, происходит чудовищная смысловая рассинхронизация.
Сериал «Преступление и наказание» начинается с того, что два эпизодических персонажа идут по современному городу, общаясь между собой на вербальном языке 19 века. Могут ли два матроса, отправленные в отпуск, разговаривать как дворяне? гардемарины времен Александра Третьего? Нет, конечно нет. И тут с первых секунд чувствуется, что создатели сериала дурачат зрителя.
Вопрос только в том, почему?
Ответа на этот вопрос мы не получаем, приходится догадываться самим. Вероятно, авторы просто не нашли подходящего творческого подхода, а решили обезопасить себя проверенным штампом — а что если погрузить героев Достоевского в современность и посмотреть, что получится.
Остаётся только порекомендовать посмотреть, например, диснеевского «Короля Льва» или что-то в этом роде: вот так сюжет «Гамлета» надо переносить в мультяшную саванну (даже сцена с черепом есть). Получается оригинально и мило.
А тут, как говорится, «скучновато, девочки!»
Правило второе: не заимствуйте без необходимости
Всем известно, что идеи не защищены авторским правом. Поэтому можно подсмотреть какой-нибудь интересный творческий ход у более удачливых товарищей и аккуратно перенести его в свою картину. Это не запрещено.
Но при этом все же стоит ответить на вопрос: почему? И вот тут у современных мастеров кино возникают проблемы.
Опять же, буквально с первых кадров: Раскольникова начинает одолевать некий, не предусмотренный Достоевским персонаж по имени Тень (Борис Хвошнянский). Зритель сразу распознает в нем демона, а начитанный зритель — дьявола, искушающего Ивана Карамазова. Тень неотступно следует за Раскольниковым (Иван Янковский), периодически устраивая пакость в окружающем пространстве. Например, она может разбросать консервы в супермаркете, чтобы отвлечь внимание охранника. Или нашептывает герою на ухо различные соблазны, что еще больше дестабилизирует его психику. < br>
Где мы это всё видели в последнее время? И герой на грани безумия, скатывающийся до откровенного преступления? И потусторонний искуситель, который буквально доводит его «до грани и до точки»? И вся сюжетная коллизия, построенная на борьбе героя со своей тёмной половиной (и сыгранная по-своему очень обаятельным артистом)?
Это же «Король и Шут»! Там мы следим за противостоянием Горшка и инфернального Шута, которого герой в конечном счёте так и не сможет полностью победить.
Вообще-то, мы ещё со школы знаем, что Раскольников будет махать топором, так что тут тоже вариантов нет.
Но вопрос, зачем это нужно режиссёру Мирзоеву, всё равно остаётся. Однако простые ответы лежат на поверхности. Возможно, чтобы как-то увеличить время действия. Или добавить еще один конфликт, проверено. У других сработало.
Правило третье: дайте актерам вырасти над собой
Особенно актеры, играющие главные роли. Пока мы видим только экранную историю, которая сводится к следующему описанию: «Молодой Вова Адидас спорит с майором Громом». Просто потому, что никаких оригинальных художественных задач для Ивана Янковского и Тихона Жизневского (безусловных любимцев публики) вроде бы нет.
Вот и играют на привычных зрителю штампах, старательно примеряя на себя отработанные и реализованные на сто процентов маски. Это не вина актеров, это именно просчет постановки — когда режиссер не отрабатывает новые образы, а имеет дело с уже привычными красками, не ставит перед героями сложную задачу, а идет по пути наименьшего сопротивления.
Но самый легкий путь показан и опробован именно персонажем Бориса Хвошнянского (Тень/Дьявол/Демон). Та самая «темная сторона», с которой Федор Михайлович боролся на инстинктивном уровне.
И совет зрителю
На том же «Кинопоиске», где сейчас крутят новый сериал Владимира Мирзоева, есть замечательный фильм Льва Кулиджанова 1969 года. Там все на своих местах — и режиссура, и авторская мысль. И Георгий Тараторкин с Иннокентием Смоктуновским в канонических ролях. И эстетика художника-иллюстратора Дементия Шмаринова, взятая за основу.
60~br />Нам нужна экранизация? Так вот — можно даже не ждать окончания нового сериала.
И ещё вот по какой причине В этой связи вспоминается легендарная история филолога Владимира Проппа. Действие происходит в Советской России, где он и его ученики собираются подписать контракт на переиздание своей знаменитой «Морфологии волшебной сказки». Возбужденные аспиранты поздравляют Проппа и мечтательно говорят: «А ведь можно было бы включить сюда несколько новых статей!»
Однако Владимир Яковлевич качает своей постаревшей головой и тихо, но твердо отвечает: «Не трогай это. Уже классика».
Свежие комментарии