
Праздничный день 1 мая 1994 года стал черным в истории «Формулы-1» — днем гибели культового бразильского гонщика Айртона Сенны. рассказывает об одной из самых масштабных трагедий мирового спорта.
Жаловался даже Просту
В иных видах спорта не то что три, один титул чемпиона мира — достаточное основание для того, чтобы уйти и спокойно наслаждаться жизнью. Но только не в «Формуле-1». Сколько бы кубков над головой ты ни поднял и миллионов долларов ни зачислил на свои банковские счета — все равно будешь, пока физически можешь, продолжать гоняться на грани предела технических и человеческих возможностей. Ибо это есть тот самый наркотик, ради кайфа от которого люди вновь и вновь садятся в кокпит, чтобы разогнаться до запредельных скоростей.
Айртон Сенна, пилот от Бога, не раз подчеркивавший свою религиозность, с самого начала рокового сезона получал от небес один сигнал за другим о том, что пора этому наркотику и меру знать. Гонщик, завоевавший три чемпионства в составе «Макларена», но пару лет промаявшийся в замедлившейся машине, начал 1994-й в создавшем сверхбыстрый болид «Уильямсе». Но поход за четвертым титулом начался с пшика — Сенна вылетел с трассы перед тысячами соотечественников на родном «Интерлагосе», а затем его раскрутило на новом японском автодроме «Танака Интернэшнл».

К третьему этапу «Больших призов» в Имоле, что неподалеку от Сан-Марино, трехкратный чемпион мира подошел с плохим настроением не только из-за двух предыдущих «баранок». «Уильямс FW16» ему категорически не нравился. Машина была быстрой, но лишенной активной подвески и вспомогательной электроники после регламентного запрета. Сенна в эти недели жаловался на плохое поведение болида очень часто — причем звонил и главному сопернику в карьере Алену Просту, в отличие от бразильца, прекратившему к этому моменту проверять судьбу на прочность.
Первая кровь
Трагедия на Гран-при Сан-Марино могла состояться еще в стартовый день уикенда — но Рубенс Баррикелло, как говорят в таких случаях, родился в рубашке. Во время свободной практики «Джордан» бразильца наехал на бордюр и взлетел, после чего на скорости 225 километров в час врезался в отбойник из шин и практически развалился на части. Пилот во время столкновения пережил перегрузку в 95G, но, на удивление подбежавших к обломкам болида, остался жив и почти невредим: переломы носа и кисти в такой аварии, считай, ничто.
Увидев катастрофу, подскочил к своему соотечественнику и Сенна. Как рассказывал сам Баррикелло, потерявший сознание от удара, лицо Айртона было первое, что он увидел после того, как очнулся. На следующий день пострадавший вернулся в паддок — правда, уже как зритель. Повреждения были все же слишком серьезны, чтобы Рубенс так скоро снова сел за руль. Гонщики же продолжили заезды. Как вспоминал британец Дэймон Хилл, с ощущением, что «болиды мощные как танки, а нас можно встряхнуть, но не ранить».
Увы, в субботу эта уверенность улетучилась самым горьким образом. Во время второй квалификационной сессии «Симтек» австрийца Роланда Ратценбергера вылетел с трассы в шикане «Аква минерали». Этот инцидент был, на первый взгляд, рядовым, тем более техники осмотрели болид и пришли к выводу, что он не пострадал. Но это было не так: крепление переднего антикрыла оказалось повреждено и уже на следующем скоростном круге сломалось при прохождении гонщиком «виража Вильнева».
В результате автомобиль Ратценбергера потерял управление и на скорости 315 км/ч врезался в бетонную стену. Гонщик получил перелом основания черепа, тупую травму от удара отлетевшим левым передним колесом и разрыв аорты. 33-летнего дебютанта «Формулы-1» пытались реанимировать и на месте катастрофы, и по дороге в госпиталь, но каждая из этих травм была несовместима с жизнью — а официальной причиной смерти, наступившей еще до прибытия в медицинский центр Болоньи, объявили первую.
«Он глубоко вздохнул – и его душа покинула тело»
На Сенну гибель Ратценбергера произвела колоссальное впечатление. Врач «Формулы-1» Сид Уоткинс, друживший с великим бразильцем, позднее рассказал, что гонщик был сильно подавлен, много плакал. Сам доктор уговаривал его не выходить на старт — а лучше вообще завершить карьеру. «Ты трехкратный чемпион, самый быстрый пилот мира, почему бы тебе не уйти? Я тоже уйду, и мы с тобой отправимся на рыбалку», — вспоминал Уоткинс слова, с которыми обратился к Сенне незадолго до старта гонки.
Ответ Айртона вошел в историю как его последние слова в жизни: «Сид, есть некоторые вещи, которые мы не можем контролировать. Я не могу уйти. Я должен продолжать».

Сенна стартовал в гонке с поул-позишна. Вскоре на трассе появилась машина безопасности — в столкновение угодили Педро Лами на «Лотусе» и финн Юрки Ярвилехто на «Бенеттоне». Части машин отлетели через забор на трибуну, нанеся травмы полицейскому и восьми зрителям. Но самая страшная катастрофа воскресенья произошла через несколько минут после рестарта. В повороте «Тамбурелло» «Уильямс» Сенны продолжил движение по прямой и на скорости 311 км/ч врезался в бетонное ограждение.
Все, кто смотрели трансляцию Гран-при — в том числе и российские зрители, за пару лет до этого получившие возможность следить за «Формулой-1» по ТВ — помнят, что на первом же крупном плане, показавшем болид Сенны, было видно едва заметное движение головой гонщика, заставившее надеяться на лучшее до вечера. Пилота извлекли из обломков машины, произвели ряд реанимационных действий, после чего погрузили в вертолет, который отправился в госпиталь Болоньи — тот же самый, куда днем ранее привезли уже мертвого Ратценбергера.
Но, увы, спасти легендарного пилота не удалось. Через 10 минут после того, как вертолет с Сенной приземлился в медицинском центре, сердце гонщика остановилось. Врачи его сумели перезапустить и подключили чемпиона к аппарату жизнеобеспечения. Но через три часа «мотор» в организме спортсмена перестал работать уже окончательно. А Уоткинс, пытавшийся оказать другу первую помощь сразу после аварии, вспоминал, что мозг Айртона умер, скорее всего, почти сразу. «Мы достали его из кокпита, сняли с него шлем, провели трахеотомию, но я увидел, что травмы его фатальны. И в этот момент он глубоко вздохнул – после чего, хоть я и не религиозен, я подумал, что его душа покинула тело».

Как и Ратценбергер, Сенна получил несколько несовместимых с жизнью травм. Отлетевшее после столкновения правое колесо попало гонщику в голову, вызвав перелом основания черепа. Кроме того, пилоту пробил голову кусок подвески, а еще одна деталь проткнула визор шлема и вонзилась в лоб чуть выше правого глаза. Сразу после того, как Айртона извлекли из разбитого болида, друг гонщика фотограф Анджело Орси сделал несколько фотографий пострадавшего. Он отправил снимки семье, после чего та запретила их публиковать.
Сенну вспоминают до сих пор
Через 37 минут после аварии гонку возобновили — что очень долго ставили в вину хозяину «Формулы-1» Берни Экклстоуну. Но тот оправдывался тем, что о смерти Сенны стало известно не сразу — да и, мол, гонщику отмена Гран-при уже бы никак не помогла. За это Экклстоуну не позволили присутствовать на похоронах чемпиона, состоявшихся в Сан-Паулу при стечении полумиллиона человек. Но хорошо хотя бы то, что церемония награждения одержавшего победу Михаэля Шумахера и призеров прошла без традиционных брызг шампанского.
После самого кровавого уикенда в истории «Формулы-1» руководители «Больших призов» предприняли значительные меры, чтобы избежать подобных трагедий. Были усовершенствованы и системы безопасности болидов, и сами трассы. В результате за все последующие 30 с лишним лет единственным фатальным инцидентом на этапах Гран-при стала авария француза Жюля Бьянки в октябре 2014 года.

Вокруг же смерти Сенны долгое время ходили разные слухи. Официальной причиной аварии был признан отказ рулевой колонки, однако говорили и о диверсии, и даже о самоубийстве, которым гонщик якобы хотел привлечь внимание к опасности своего вида спорта, чтобы его радикально поменять. Но это, конечно, была чистая спекуляция — хотя бы потому, что в обломках автомобиля Сенны нашли австрийский флаг, который трехкратный чемпион мира взял с собой в кокпит, чтобы после финиша развернуть в память о Ратценбергере.

Ну а жизнь Сенны и его карьеру вспоминают до сих пор на каждом этапе «Формулы-1». Среди многочисленных официальных торговых точек на автодромах во время проведения Гран-при одна из них продает сувениры в память о легендарном бразильце. Нескольким пилотам после гибели Айртона удалось превзойти его по количеству титулов — но даже два семикратных чемпиона мира, Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон, при всем к ним уважении, не испытывали ту силу людской любви, которая живет в мире «Формулы» к Сенне даже спустя десятилетия после его смерти.































Свежие комментарии