Ежегодно в Кыргызстане по-прежнему похищают и принуждают к браку не менее 12 000 женщин. Но усиливается давление, чтобы наконец положить конец средневековому обычаю
Айсулуу возвращался домой проведя день с тетей в деревне Ат-Баши, недалеко от переправы Торугарт в Китай. «В субботу было 5 часов вечера. У меня был бумажный пакет, полный самсы [клецки из теста, фаршированные бараниной, петрушкой и луком]. Моя тетя всегда готовила их по выходным, — сказала она.
«Машина с четырьмя мужчинами внутри едет в противоположном мне направлении. И вдруг … разворачивается и через несколько секунд подходит ко мне. Один из парней сзади вылезает, дергает меня и вталкивает в машину. Я бросаю всю самсу на тротуар. Я кричу, извиваюсь, плачу, но ничего не могу поделать ».
Мужчина, похитивший ее, скоро станет ее мужем. На свадьбе Айсулуу обнаружил, что это даже не та женщина, которую он намеревался похитить для женитьбы. Но в спешке, когда ему пришлось вернуться домой с невестой и после того, как весь день бродил по улицам, мужчина решил довольствоваться первой «милой девушкой», которую он увидел.
Это был 1996 год, Айсулуу была подростком. Сегодня у нее четверо детей от похитителя, ставшего мужем, за которого она все еще замужем.
Жестокая практика похищения невест, известная как ала качуу («бери и беги»), уходит своими корнями в средневековые времена в степи Центральной Азии, но сохраняется и по сей день. Он был запрещен в Кыргызстане на протяжении десятилетий, а в 2013 году был ужесточен закон, приговорившим к 10 годам лишения свободы тех, кто похищает женщину с целью принуждения к браку (ранее это был штраф в размере 2000 сомов на сумму около 25 долларов США). .
Однако новый закон не ограничил эту практику, и судебное преследование является редкостью. Тем не менее, по мнению правозащитной организации Restless Beings: «Это важное событие, поскольку до этого приговор за кражу домашнего скота был значительно более строгим, чем наказание за кражу скота».
«Счастливый брак начинается с плача», — гласит одна кыргызская пословица, и эти слезы означают гнев и ужас в начале брака для невест ала качуу.
Ала качуу — это практикуется во всех странах Центральной Азии, но особенно распространено в сельских районах постсоветского Кыргызстана, преимущественно мусульманской страны с населением около 6 миллионов человек. В советское время такой обычай был редкостью, и родители обычно устраивали браки.
Данные Центра поддержки женщин, организации, которая борется за гендерное равенство в стране, показывают, что не менее 12 000 браков заключаются и заключаются ежегодно против воли невесты. (Цифра взята из отчета за 2011 год и считается заниженной). Они говорят, что мужчины похищают женщин, чтобы доказать свою мужественность, избежать ухаживания (что считается утомительной тратой времени) и сэкономить на уплате калыма или приданого, которое может стоить жениху до 4000 долларов (3000 фунтов стерлингов) наличными и скотом.
После ала качуу, которое в некоторых случаях может быть «похищением» по обоюдному согласию, когда пара желает ускорить процесс брака, невест отправляют в дом будущего мужа. Родственники приветствуют женщину и заставляют ее носить чжолук, белую шаль, которая означает подчинение новой семье невесты. Потом свадьба. Около 80% похищенных девочек принимают свою судьбу, часто по совету родителей.
По данным офиса ЮНИСЕФ в Бишкеке, процент девушек в возрасте от 15 до 19 лет, забеременевших в Кыргызстане, является одним из самых высоких в регионе, в то время как 13% браков заключаются до 18 лет, несмотря на то, что это незаконно.
По оценкам, будущие мужья насилуют 2000 женщин ежегодно. (опять же считается, что это число намного ниже сегодняшних цифр), и поэтому они обречены на брак, потому что возвращение в свою семью было бы глубоким позором. Убегающие невесты также рискуют подвергнуться насилию и даже смерти.
Одна из таких невест, 27-летняя Айзада Канатбекова, была найдена задушенной в поле в начале апреля этого года, через два дня после того, как ее насильно затолкали в машину с помощью двух прохожих. . Похищение произошло при дневном свете в центре столицы Бишкека — тревожный признак того, что эта практика не ограничивается сельской местностью.
Алтын Капалова, писательница, активистка-феминистка и исследователь из Университета Центральной Азии в Бишкеке, осудила отсутствие правовой защиты для женщин. «Полицейский участок — небезопасное место для женщины, ищущей помощи. Если женщина идет в полицейский участок, чтобы заявить о похищении, они смеются над ней, говорят, что это не их дело, нужно пойти домой и уладить это с семьей », — сказала она.
В 2018 году один шокирующе ужасный случай продемонстрировал бездушное отношение властей. Пострадавшая, Бурулай Турдаалы Кызы, 20-летняя студентка-медик, была убита в отделении милиции похитившим ее мужчиной. Он ударил ее ножом, затем вырезал ее инициалы и инициалы другого мужчины, на которых она планировала выдать замуж, на теле женщины. Офицеры оставили их двоих одних в зале ожидания.
Преступник был признан виновным в убийстве и приговорен к 20 годам лишения свободы. Но активисты говорят, что большинство случаев насилия в отношении женщин до сих пор остается безнаказанным. «Проблема заключается в культуре, образовании, а не в законах», — сказала Капалова, которой постоянно угрожали с 2019 года, когда она совместно организовала первую в Кыргызстане выставку феминистского искусства. Весьма неоднозначное шоу Feminnale вызвало протестующих националистов с кнутом, когда оно длилось 17 дней в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств в Бишкеке.
Еще одна художница, которая надеется изменить отношение, — Татьяна Зеленская, которая работает с правозащитной организацией Open Line Foundation, которая поддерживает жертв похищения невест, консультируя их и консультируя по юридическим вопросам. Зеленская создала рисунки и графику «Весны в Бишкеке», видеоигры для смартфонов, цель которой — убедить молодежь в том, что похищение людей — это не традиция, а преступление.
Всего за полгода приложение было скачано более 130 000 раз; необычайный успех, учитывая, что разработчики надеялись на 25000. В игре игроки становятся свидетелями похищения лучшей подруги и должны ее освободить, при этом на экране появляются сообщения с предложениями, подготовленными психологами, журналистами и активистами, а также реальные номера телефонов, которые можно использовать в экстренных случаях.
«Идея состоит в том, чтобы дать девочкам понять, что они — хозяева своей судьбы. Поэтому мы превращаем их в героинь, способных восстать и изменить ход вещей », — сказала Зеленская. «Для поколения женщин, выросших с идеей, что ничего невозможно без мужского одобрения, отказаться от этой концепции сложно».
Правительство Кыргызстана мало указало на то, что он поддерживает эти усилия. Действительно, формулировка новой конституции многими воспринимается как сдвиг приоритетов в сторону размывания прав человека и основных свобод, если они противоречат «традиционным» ценностям.
В прологе конституции, представленной президентом-националистом Садыром Жапаровым и одобренной на референдуме в апреле 2011 года, подчеркивается важность духовных и культурных ценностей кыргызского общества — «следуя традициям наших предков, продолжая жить в единстве. , мир, гармония с природой, основанный на заветах Манаса Великодушного », обращаясь к герою киргизского эпоса. Многие считают этот отрывок молчаливым одобрением ала качуу.
Сопротивление этим старым ценностям олицетворяет динамичная группа из восьми кыргызских женщин в возрасте от 18 до 24 лет, стоящая за Кыргызской космической программой, инициативой, финансируемой за счет частных пожертвований. В следующем году они планируют вывести на орбиту первый спутник Кыргызстана, крошечный «наноспутник», выполняющий только основные функции, но, тем не менее, способный принимать и посылать сигнал.
«Некоторое время мы работали над CubeSat, создавая его целиком, по частям: технологии, программирование, математика, физика, вплоть до сварки», — сказала Кызжибек Батырканова, старшая в группе.
Возьмите эту женщину. быть твоей женой | КыргызстанПодробнее
Все восемь женщин изучают аэрокосмическую инженерию во время строительства CubeSat. Они также ездят в отдаленные районы, чтобы проводить семинары для школьников, особенно девочек, по основам инженерии, математики, естественных наук и технологий. Они также делятся личными историями женской «эмансипации».
Анна Бойко, которая курирует курсы физики и программирования для группы, говорит: «Я была похожа на них, молодая девушка чьим самым большим желанием было найти «очаровательного принца». Затем я прошел две недели обучения в компьютерной компании… и через два дня все они поняли, что я намного лучше, чем мои товарищи-мужчины с компьютерами ».
Это отредактированная версия истории, которая впервые появилась в Newlines, онлайн-журнале, освещающем Ближний Восток и не только
Свежие комментарии