Connect with us

    Hi, what are you looking for?

    The Times On Ru
    1. The Times On RU
    2. /
    3. Culture
    4. /
    5. Внутри отношений любви-ненависти России с Джеймсом Бондом

    Culture

    Внутри отношений любви-ненависти России с Джеймсом Бондом

    Шон Коннери (с Даниэлой Бьянки в фильме «Из России с любовью») вызывал отвращение у Советов своей любовью к хорошему вину и женщинам. Фото: Pictorial Press < p> Утром 29 мая 1962 года командир Джеймс Бонд совершил аварийную посадку на 200 миллионов советских столов для завтрака. Но он не был на задании глубоко в тылу борща. Вместо этого он предстал перед показательным судом по приказу высших эшелонов партии. СССР воевал с агентом 007. 

    В тот день «Известия» — официальная газета партии — опубликовали экстраординарное трехстраничное разоблачение «Доктора Ноу», первого фильма о Бонде, который тогда снимался на Ямайке. Особую досаду оно оставило Яну Флемингу, автору романов о Бонде, гремящему: «Кому интересен этот вздор?… [Его] изделия пользуются большой популярностью у американских пропагандистов, [но им] плохо, если им нужно». прибегнуть к помощи английского флибустьера — отставного шпиона, ставшего посредственным писателем».

    Он высмеивал сюжет фильма. Бонд, как признавалось, был «великим сыщиком, который срывает планы русских», но его персонаж, «Милый ребенок» [так в оригинале], развлекался «любимым хобби… собирая ракушки в обнаженном виде». В то время как блестящие атрибуты доктора Но заслужили суровый советский взгляд: картина пестрела «волосами, вставшими дыбом, холодными шипами, экзотическими блюдами, тонкими винами, роскошными кроватями и прекрасными девственницами».

    Флеминг сразу же принял это к сведению. На самом деле, он спросил своих редакторов в Кейптауне, сможет ли суперобложка его нового романа «На секретной службе Ее Величества» поместить эту убийственную рецензию полностью. В нем будет одно дополнение: «Ой! (I.F) [Ян Флеминг]”

    Конец связи Бонда с Россией? Ничего подобного — ведь 22 марта этого года украинское разведывательное агентство опубликовало в Твиттере список из 620 российских агентов, действующих в европейских странах. Один указал свой адрес Skype как «jamesbond007» и использовал имя пользователя «DB9». Таким образом, отношения агента 007 с Россией — самые прочные — и самые странные — в истории его запутанной романтической карьеры. И редакционная статья «Известий» была только началом.

    В обзоре язвительно комментируется пристрастие Урсулы Андресс к морским ракушкам. Фото: Alamy

    «Советы очень боялись [о Бонде]», — говорит Джеймс Флеминг, племянник Яна Флеминга и автор книги «Бонд за железным занавесом». «Это был обычный страх авторитарного государства перед идеями, которые находятся вне его контроля».

    Как и все, что публиковалось в «Известиях», редакционная статья была одобрена Политбюро. Его подзаголовок — «На другой стороне» — предполагает, что он должен был стать первым в серии критических замечаний, осуждающих культурные результаты лихорадочного капиталистического мышления. Но больше никаких сообщений не публиковалось; Бонд, как обычно, остался один.

    Флеминг объясняет: «Должно быть, они думали: „Мы можем показать, насколько ужасны капиталисты“. В частности, в 1960-х годах русские были довольно ханжеской нацией, и здесь Бонд каждую книгу, а иногда и больше, уходил с новой женщиной, и поэтому они без колебаний называли [Бонда] порнографией».

    Не то чтобы Флеминг намеревался оскорбить Советы. Напротив, он выучил русский язык в рамках экзаменов в министерство иностранных дел и подолгу жил в СССР. В качестве журналиста The Times он освещал показательные процессы Metro-Vickers в 1933 году, когда советские власти обвинили шестерых британцев, подозреваемых в саботаже их электроснабжения, и вернулся в конце 1940-х, после окончания Второй мировой войны.

    «Его общее отношение к России было очень уважительным, — говорит Джеймс Флеминг. «Он видел в них сильных, умных, хитрых — достойных противников. Он думал, что в природе зверя Россия не всегда будет восприниматься как враг, но уж точно не как друг. Это было уникально».

    Ян Флеминг хотел напечатать вопиющий отзыв о суперобложке книги «На секретной службе Ее Величества».

    В романах Россия была великой угрозой, скрывающейся за восточным горизонтом. СМЕРШ, заклятый враг Бонда в ранних книгах, был реальной советской контрразведывательной службой. Соединение двух русских слов СМЕРт и Шпионам (Смерть Шпионам), что означает «смерть шпионам», работало с кровожадной эффективностью в период с 1941 по 1946 год, выкорчевывая немецких шпионов на восточном фронте. Официально он был распущен в мае 1946 года, когда его функции были переданы МГБ (Министерство государственной безопасности России); неофициально, как известно всем обитателям Бондианы, она продолжала действовать еще долгое время, ее сети проникли глубоко в операции союзников по всему миру.

    Однако немногие русские знали об их вымышленном изображении. В то время как западная музыка, такая как первый сингл «Битлз» Love Me Do, который был выпущен в тот же день, что и Dr No, была доступна в пиратских изданиях, романы и фильмы были гораздо более опасными предложениями для контрабандистов. Ближе к концу Советского Союза подпольные «кино» тайно показывали западные фильмы, но литература была другим делом.

    Известно, что существует только одна самиздатская копия романа о Бонде; изобилующая ошибками и тщательно отпечатанная версия «Доктора Но» с примечаниями, которые позволяют предположить, что она использовалась для предупреждения впечатлительных молодых аппаратчиков о скрытой в ней коварной опасности. Как писал один советский критик в газете Коммунистической партии «Правда»: «Джеймс Бонд живет в кошмарном мире, где законы пишутся под прицелом пистолета, где принуждение и изнасилование считаются доблестью, а убийство — забавным трюком». /р> <р>Но не только темы романов напугали Советский Союз. У них также были очень влиятельные читатели. В 1961 году журнал Life спросил Джона Ф. Кеннеди о его любимых книгах, одной из которых была «Из России с любовью». Эта похвала убедила Эона поторопиться со съемками фильма «Доктор Ноу». Кеннеди попросил о специальном просмотре: ему показали черновик 20 ноября 1963 года, за день до его отъезда в Даллас. Это был последний фильм, который он когда-либо видел.

    Бонд мог даже вдохновить Кеннеди в один из самых мрачных моментов холодной войны. Через две недели после того, как доктор Но был освобожден, Кеннеди приказал провести морскую блокаду Кубы и приказал Кастро отправить обратно те ядерные ракеты, которые уже были установлены на острове. Он отказался. Советы сигнализировали о своих намерениях к эскалации. Мир стоял на пороге ядерной войны.

    Тем не менее, обаятельный, щеголеватый и хладнокровный под давлением Кеннеди направил своего героя на переговоры с премьер-министром СССР Никитой Хрущевым, и кризис был разрешен. Доктор Яап Верхул, редактор журнала «Культурная жизнь Джеймса Бонда», поясняет: «В каком-то смысле и Джеймс Бонд, и Джон Ф. Кеннеди олицетворяли новую, гламурную и космополитическую мужественность после Второй мировой войны, хотя, возможно, это было более дело в кинематографическом воплощении агента 007 в исполнении Шона Коннери, чем в литературном творении Флеминга».

    Ян Флеминг на пляже возле Золотого глаза, его дом на Ямайке, 1964 г. Фото: Hulton Archive

    Однако теперь Советский Союз осознал силу творения Флеминга. И поэтому, наряду с другими осуждениями фильмов и романов, они попытались запустить шпионскую франшизу, чтобы конкурировать с Бондом. Это не пошло по плану.

    К середине 1960-х дела болгарского писателя Андрея Гуляшки пошли на лад. Книжный, непритязательный человек, он был редактором литературного журнала «Пламук», и его серия романов о прилежном, любящем трубку сыщике Авакуме Захове хорошо продавалась. Но в 1965 году болгарская разведка похлопала его по плечу: они хотели убить Бонда, и Гуляши был тем человеком, который это сделал.

    Вернее, его сыщик Захов был. Гуляши набросал план, согласно которому Захов одержит победу над агентом британской разведки в климатической борьбе над расселиной в Антарктиде. Как и в случае с Рейхенбахским водопадом Конан Дойля, эти двое будут бороться над обрывом, прежде чем Бонд перехватит удар и, издав «протяжный крик», рухнет в «заснеженные бездонные глубины».

    За вдохновением Гуляшки увезли в Лондон. Стремясь удостовериться, что он не поддался декадентским чарам Запада, КГБ предоставил ему финансирование и охрану. Однако никто не сообщил об этом болгарским спецслужбам, которые тут же подставили свой хвост Гуляшкам. Таким образом, получилась сцена из комикса Тинтина: один агент выслеживает другого агента, выслеживает незадачливого болгарского романиста, когда он бродит по литературному Лондону.

    Дальше были осложнения. Хотя любой мог написать книгу о «Джеймсе Бонде», его подпись «007» была защищена авторским правом. Энн Флеминг, вдова Яна, контролировавшая его имущество, была непоколебима в этом вопросе: хотя поначалу с пренебрежением относилась к халтуре своего мужа, после успеха «Доктора Но» она теперь рассматривала их как свой пенсионный план. Гуляшки, значит, был в тупике. Драматическая смерть Бонда от рук агента СССР должна была произойти в книге под названием «Авакум Захов против 07» — отсутствующий «0» позволял Гуляшкам обходить законы об авторском праве.

    Следующей задачей было найти издателя. Касселс сначала проявил интерес, но Энн Флеминг предупредила его. В конце концов, единственным западным издателем, который осмелился взять его, был Script, бутик-импринт, который в противном случае торговал развлечениями для взрослых; их продукция, как заметил один рецензент, состояла в основном из «мужчин-проституток, скучающих домохозяек и женщин в тюрьме». Копии Авакум Захов против 07 с прилавков не слетали.

    Однако по мере того, как холодная война превращалась в геополитический статус-кво, Советский Союз начал терять интерес к Бонду. Во-первых, экранизация деполитизировала романы Флеминга, как будто продюсеры понимали, насколько высоки ставки, на которые они играют. Советский СМЕРШ превратился в СПЕКТР, организацию международных преступников; а злодеи постепенно превратились из упырей времен холодной войны в одиноких маньяков с манией величия. Это транснациональное злодейство хорошо уловил первый злодей, доктор Ноу, в дебютном фильме Коннери: «Восток и Запад — всего лишь стрелки компаса, одна глупее другой… Теперь они оба заплатят».

    Президент Джон Ф. Кеннеди обменивается рукопожатием с премьер-министром СССР Никитой Хрущевым на саммите в Вене, Австрия, 1961 г. Фото: архивные фотографии < р>Более того, у Советов наконец появился убедительный ответ Бонду. Непьющий, тихий и прилежный Макс Отто фон Штирлиц был ближе к Джорджу Смайли, чем к бездельнику 007. А вот герой романов Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» — советский шпион, внедрившийся в нацистские спецслужбы, — пользовался огромной популярностью в СССР. Это было особенно актуально, когда его подвиги были адаптированы для 17-серийного телесериала, первоначально показанного летом 1973 года. 

    В откровенно светском государстве показы стали моментами национального единения: когда шел Штирлиц, потребность в электроэнергии резко возросла, а преступность снизилась. Приблизительно 80 миллионов человек наблюдали за тем, как агент НКВД-СМЕРШ перехитрил своих немецких преследователей и помешал гнусным американцам заключить тайное мирное соглашение с нацистами. Напротив, 10,2 миллиона человек посмотрели “Доктора Но”, когда он впервые транслировался по ITV в 1975 году. 

    «Семнадцать мгновений весны» были настолько популярны, что советский премьер Леонид Брежнев перенес заседания комитета, чтобы не пропустить его ежегодные показы. И ему приписывают всплеск заявлений о вступлении в КГБ, в том числе от Владимира Путина, которому был 21 год, когда он впервые вышел в эфир. В этом энтузиазме нет ничего удивительного: глава КГБ Юрий Андропов приложил непосредственную руку к его зарождению, считая, что россиянам нужен образцовый советский гражданин, к которому можно стремиться. И в стальном, расчетливом, а главное, преданно патриотическом Штирлице был свой Бонд.

    В самом продолжительном романе Бонда произошел последний поворот. В 1996 году «Золотой глаз» стал окончательным постгласным Бондом — и ознаменовал наиболее драматический сдвиг в отношении агента 007 к России со времен «Доктора Но.». ) буквально погружается в советский мир, проникая на российскую гидроэлектростанцию.

    Но когда фильм начинается правильно, прошло почти десятилетие, и Бонд появляется в ярком постсоветском мире. Чтобы проиллюстрировать изменение, заголовки изображают полуголых иконоборцев, разбивающих статуи Ленина и Маркса. Дизайнер Даниэль Клейнман сказал: «Статуи действительно были снесены, и хотя буквально не девушки в нижнем белье стали причиной падения икон и распада Советского государства, возможно, аналогичным образом советский народ хотел того же, что и Запад. были, товары и гламур.”

    Режиссер Мартин Кэмпбелл пошел еще дальше, обратившись к только что освободившейся (и состоятельной) аудитории Российской Федерации. Хотя действие происходит в основном в России, российское государство не является врагом GoldenEye. Скорее фильм рассказывает об усилиях Бонда по возвращению советских спутниковых технологий, украденных мошенническим британским агентом. В соответствии с мировоззрением Флеминга русские представляют собой двусмысленное присутствие: не совсем союзники, но и не откровенные враги — двойственность, воплощенная в фильме двумя (русскими) девушками Бонда. Наталья Симонова Изабеллы Скорупко — его ароматная соратница; Тем временем Фамке Яннсен играет роковую женщину Ксению Онатопп, чья вечеринка заключается в том, чтобы выжимать жизнь из мужчин, занимаясь любовью.

    Андрею Гуляшко было поручено создать шпиона, конкурирующего с агентом 007

    Несмотря на эти уступки, производство GoldenEye не было безболезненным. Кульминационный эпизод погони в фильме, где Броснан ведет танк Т54 по Санкт-Петербургу, снося повороты, круша стены и транспорт, изначально должен был сниматься на месте. Но российские власти по понятным причинам не хотели, чтобы 42-тонная бронемашина прорывалась через эквивалент Вестминстера. Итак, после нескольких месяцев переговоров последовательность была в конечном итоге снята на заднем дворе студии Leavesden Studios в Англии.

    Были и другие неприятности – членам художественного отдела пригрозили депортацией после того, как супруга мэра Анатолия Собчака обвинила их в вандализме балюстрад на центральном канале Мойки. Была вызвана милиция, и запаниковавшим художникам-декораторам пришлось спешно объяснять, что они на самом деле работали над деревянными репликами.

    Несмотря на эти трудности, GoldenEye пользовалась хвастливым успехом по обе стороны отброшенного в сторону железного занавеса. Через два месяца после открытия в США премьера состоялась в Москве. Центральный Дом Кино был украшен иконографией Бонда, а улица снаружи была увешана плакатами и изображениями его золотого ствола. Мероприятие снимали съемочные бригады международных и российских государственных СМИ. Российская авантюра Eon окупилась: «Золотой глаз» стал самым кассовым фильмом в стране в 1996 году. Это было, по словам Верхула, «первое по-настоящему глобальное приключение Бонда на «конце цивилизации»».

    Но что теперь с Бондом и Россией? В «Не время умирать» Бонд Дэниела Крейга умирает на российских Курильских островах, мешая русскому злодею Рами Малеку Люциферу Сафину — единственному значимому русскому персонажу в пяти фильмах Крейга. Возврат к культурным войнам холодной войны? Не совсем так: несмотря на российскую специфику своей предыстории, Сафин — еще один антагонист в длинной череде безликих злодеев.

    Его запутанный план — головокружительное фанданго о «нанороботах» и биологическом оружии — мало чем обязан геополитической реальности (или смыслу повествования). Конечно, лебединая песня Крейга была завершена задолго до путинского вторжения в Украину. (Если не до его канарейки в угольной шахте вылазок на Донбасс и в Крым). Однако теперь, когда колонны обгоревших танков Т54 загромождают дороги к европейской столице, как может отреагировать франшиза Бонда?

    В нынешнем виде война слишком близка, слишком ужасна, чтобы Eon спешил что-либо запустить в производство. «Не время умирать» было сознательной паузой; протирание сланца. Но ведь следующий Бонд — кем бы он ни был — не может не оказаться втянутым в этот внезапный кровавый конец истории? В Bond 26 есть все, за что можно играть. «Если бы я был Барбарой Брокколи, — говорит Джеймс Флеминг. — Я бы потирал руки.

    Click to comment

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Take A Look

    You may be interested in:

    Society

    A Russian citizen was arrested in Phuket and charged with illegal vehicle rental business and working in Thailand without official permission PHOTO: SAKHU POLICE...

    Politics

    Zelensky said for the first time that he is ready to negotiate with Russia before reaching the 1991 borders Photo: Global Look Press Ukrainian...

    News

    Kyiv Mayor Vitaliy Klitschko takes a photo with a Ukrainian fighter Photo: Gleb Garanich/Reuters Servicemen of the Svoboda battalion from the elite Rubizh assault...

    News

    Chioma Okoli asked her subscribers what they thought of Nagiko tomato mix Pregnant Nigerian businesswoman faces up to seven years in prison In custody,...