'Орсон и я закончили': Орсон Уэллс и Рита Хейворт в фильме «Дама из Шанхая». Фото: PictureLux/The Hollywood Archive/Alamy Stock Photo
«Я полагаю, что большинство из нас одиноки в этом большом мире, но мы должны сильно влюбиться, чтобы узнать это», — писал Орсон Уэллс в письме Рите Хейворт. В 1940-х пара стала влиятельной голливудской парой — одним из самых искренних браков творческих талантов золотого века.
Однако, несмотря на несколько счастливых лет и рождение дочери Ребекки, их отношения не могли продолжаться долго. Все более раздражаемая одержимостью Уэллса работой и его постоянными отклонениями, Хейворт съехала всего после трех лет совместной жизни.
До этого за годы их совместной жизни семейный дом постепенно превратился во импровизированный производственный офис. В интервью в 1947 году раздраженный Хейворт сказал: «Что касается нашей семейной жизни, просто оглянитесь вокруг. Это набор».
Речь шла о съемках классического нуарного фильма Уэллса «Леди из Шанхая» (1947), в котором снимались оба исполнителя, а премьера состоялась 75 лет назад в этом месяце. Глядя сейчас, их последние месяцы вместе кажутся сверхъестественно задокументированными в фильме; их время вместе, что делает его последним шансом для больных отношений.
Основанная на романе Рэймонда Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь» 1938 года, драма следует за паутиной интриг вокруг ирландского моряка Майкла О’Хара (Уэллс). Однажды ночью в Центральном парке он спасает прекрасную Эльзу (Хейворт) от ограбления. Влюбившись в нее, он принимает предложение отправиться в путешествие, которое она совершает со своим богатым мужем-адвокатом Артуром Баннистером (Эверет Слоан). Путешествие напряжённое, и странные персонажи отправляются в путешествие, в том числе жуткий Джордж Грисби (Гленн Андерс), который предлагает О'Харе инсценировать его смерть. Когда план терпит неудачу, О'Хара становится виновником особенно сложного убийства. Но кто на самом деле организовал предательство?
Этот фильм еще больше укрепил отношения Хейворт с фильмом «нуар» после ее знаменитой роли в прошлом году в «Джильде» Чарльза Видора — еще одной удивительной роли, которая преследовала личную жизнь звезды. В цитате, которая с тех пор стала голливудской легендой, Хейворт с горечью выразила контраст между своим изображением на экране и ее реальной личностью. «Мужчины ложатся спать с Гильдой, а просыпаются со мной», — пошутила она.
Своим успехом Хейворт обязана своему опыту танцовщицы, в частности, с Фредом Астером в таких фильмах, как «Ты никогда не разбогатеешь» (1941) и «Ты никогда не была прекраснее» (1942), несмотря на то, что с 1942 года неустанно работала в небольших ролях на экране. шестнадцать. Однако за блеском того, что казалось традиционным восхождением к славе, скрывалось беспокойное прошлое.
Хотя ее настоящее имя было Маргарита Кармен Кансино, Хейворт изначально работала под началом Риты Кансино. Ее отец Эдуардо с детства подталкивал Хейворт к выступлениям, перевезя ее из Бруклина в Лос-Анджелес, полагая, что ее танцевальные навыки помогут ей найти работу на экране. В интервью о своем времени с Хейвортом Уэллс сказал биографу Барбаре Лиминг, что исполнитель рассказал о сексуальном насилии со стороны ее отца. Ее последующий алкоголизм и сложные отношения с такими известными личностями, как певец Дик Хеймс и принц Али Кан, часто объясняли детской травмой.
Первым браком Хейворт был безжалостный промоутер Эдвард С. Джадсон. Стремясь заработать на ее очевидных звездных качествах, Джадсон выставлял ее напоказ в Голливуде, решив, что она сделает все возможное, чтобы получить более крупные и лучшие роли. По словам Уэллса, Джадсон был «буквально сутенером». Возможно, это была одна из встреч, организованных Джадсоном, которая привела Хейворт к успеху в Columbia Studios и, следовательно, к постановке «Леди из Шанхая».
Джадсон организовал для Хейворт свидание на частной яхте с главой Колумбии Гарри Коном. Но это был предел для актрисы. Хейворт отказалась спать с Коном, что привело к долгой и горькой обиде, несмотря на то, что она стала самой известной звездочкой в его списке. Хотя он не мог отказать такой явно талантливой и прибыльной звезде, он безжалостно издевался над ней, пока она работала по контракту со студией.
«Мужчины ложатся спать с Джильдой, но просыпаются со мной»: у Риты Хейворт была серия проблемных браков. Фото: Everett Collection Inc/Alamy Stock Photo
Уэллс впервые заметил Хейворт на фотографии в стиле пин-ап для журнала Life, когда снимал фильм в Бразилии. Он пообещал себе, что найдет ее по возвращении в Голливуд, настолько он был увлечен ее образом, что начал ей писать. Хейворт, со своей стороны, начала общаться с толпой Уэллса из игроков Mercury Theater, и у них быстро завязались счастливые отношения. Это привело к женитьбе всего через год, а свадьба состоялась в 1943 году, во время обеденного перерыва Хейворт между съемками фильма Видора «Девушка с обложки».
Их брак определенно казался более счастливым, чем у других Хейворт. Когда ее спросили, почему они в последний раз пытались все исправить во время съемок «Леди из Шанхая», она ответила: «Мы влюблены, Орсон и я. Все очень просто».
Но вскоре стало очевидным нежелание Уэллса остепениться. У него было несколько романов, поскольку отношения были натянутыми, он был непреклонен в том, что уход из центра внимания, как того хотела Хейворт, не был его общим желанием.
Они снова съехались вместе для съемок «Леди из Шанхая», воссоединившись после короткой разлуки, а съемку в Акапулько рассматривали как второй медовый месяц. Но фильм был далек от того гладкого производства, которое могло бы спасти рушащийся брак. «Мы с Орсоном закончили», — сказала Хейворт журналу Modern Screen к тому времени, когда была снята его последняя сцена. «На этот раз это навсегда. Я просто больше не могу!»
Уэллс настаивал на том, что знаменитые рыжие волосы Риты Хейворт были перекрашены в блондинку. Фото: Pictorial Press Ltd/Alamy Stock Photo
Одним из серьезных разногласий было резкое изменение Уэллсом культового образа Хейворт. Исчезли ее знаменитые рыжие локоны, замененные ледяной блондинкой. «Я отбелила его», — сказала Хейворт публике в Сан-Франциско в 1972 году после того, как ее спросили, надевала ли она парик. «Мне было больно, потому что мои волосы черные. Для меня это был отход, но я хотел сделать это, поскольку [Орсон] был новатором». Кон, наблюдавший за постановкой, был в ярости.
Проклятие фильма продолжалось. Хейворт болел неустановленной болезнью почти месяц, что означало остановку производства. Однако позже Хейворт опровергла это в интервью New York Times. «На этой фотографии я не была больна, — сказала она. «Ни разу. Хочешь знать, кто был болен? Орсон! Орсон был болен — из-за Гарри Кона!
Дальше накапливались проблемы. Помощник оператора Дональд Рэй Кори умер от сердечного приступа во время съемок, и тот факт, что яхта The Zaca, использованная для съемок, принадлежала сильно пьющей звезде Эрролу Флинну, означал, что график регулярно нарушался его хаотичным поведением. Флинн оговорил в договоре аренды лодки, что он будет присутствовать во время съемок. Как и Уэллс, Флинн имел склонность к исчезновениям, хотя до сих пор ходят слухи, что, когда Кори умер, Флинн попытался в пьяном виде закопать тело в море в спортивной сумке, чтобы не столкнуться с какой-либо суетой с мексиканскими властями.
Вернувшись на берег, Уэллс потерял контроль над монтажом. Леди из Шанхая была зарезана после отрицательного ответа на пробный просмотр. В нем было отснято более часа, что продолжило продолжающуюся тенденцию к тому, чтобы его проекты были разбиты голливудскими боссами. Однако он не только потерял свой фильм: постановка подтвердила, что брак с Хейвортом невозможно спасти. Хейворт подала на развод, и к 1948 году их брак был окончательно расторгнут. «Мистер Уэллс не проявлял интереса к созданию дома», — сказал Хейворт в ходе возможного бракоразводного процесса.
'Она была дорогим человеком и прекрасной женой': Орсон Уэллс, Рита Хейворт и Гленн Андерс в фильме «Дама из Шанхая». Фото: Masheter Movie Archive/Alamy Stock Photo
Однако Хейворт призналась Уэллсу, что «единственное счастье в моей жизни было с тобой». Уэллс рассказал Лимингу, что был шокирован, узнав об этом. «Если бы это было счастьем, — сказал он, — представьте, какой была остальная часть ее жизни».
Эта история делает финал «Дамы из Шанхая» еще более пронзительным. После финальной перестрелки фильма в зеркальном зале Эльза Хейворта лежит раненая и умирающая. — Ты хочешь сказать, что мы не можем победить? — зовет она О’Хару. Моряк на мгновение становится Уэллсом, тверже и холоднее. «Нет, нам не победить», — отвечает он, прежде чем уйти.
Хейворт по-прежнему невероятно гордилась своей игрой в фильме. В интервью 1970 года французскому телевидению ее глаза загорелись, когда она вспомнила об этом. «Я подумала, что «Дама из Шанхая» — отличная картина, — сказала она. «Работать с Орсоном было чудесно. Я думал, что это одна из самых лучших картин, которые я когда-либо делал». Действительно, ее игра ослепляет во всем, отчасти героиня с мягким фокусом, отчасти коварная роковая женщина.
Уэллс явно питал вину за то, что случилось с браком, и он вспомнил Хейворт в самый последний день своей жизни. Появившись в 1985 году в эпизоде Шоу Мерва Гриффина, индивидуалист оглядывался на свое время в Голливуде с большей любовью, чем обычно.
«Она дорогой человек и [была] прекрасной женой», — сказал он. «[Она] была экстраординарной во всех отношениях. Я никогда не слышал ни о ком, кто говорил бы, как о ее враге. У нее их нет». Два часа спустя Уэллс скончался в возрасте 70 лет, похвалы Хейворта все еще были свежи на его устах. Как он заключил в своем раннем любовном письме к Хейворт много лет назад: «Ты моя жизнь, сама моя жизнь».
Свежие комментарии