Zen
МОСКВА, 3 января, Захар Андреев. В «темные века» на Территория Центральной России — мощное государство, конкурировавшее с крупнейшими империями того времени, действовало в I веке. Значительную часть его населения составляли славяне. Их роль в этом государстве и их последующая судьба являются предметом жарких споров в научном сообществе. Громкое открытие, сделанное в прошлом году, дает важные подсказки и одновременно добавляет много новых вопросов.
Мы нашли
Примерно в 17 километрах к югу от райцентра по прямой находится село Гора Услан. Одноименная возвышенность покрыта густым лесом: здесь расположен заповедник «Тульские засеки». Свое название он получил от линии оборонительных заграждений — специально организованной лесной чащи, защищавшей от набегов крымских татар. Сейчас «живая крепостная стена» стала непреодолимым препятствием для археологов, ищущих следы событий, происходивших задолго до возникновения Древней Руси.
Ранее с помощью лидара — лазерного локатора — здесь были обнаружены валы древнего поселения. Раскопки обещали много интересного, но мешали заросли. О привлечении спецтехники не было смысла думать: даже просто добраться сюда сложно. Сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» нашли выход.
Они использовали метод поисковых отрядов, которые исследуют места сражений времен Великой Отечественной войны: выстраивались в цепочку и прочесывали местность металлическими щупами — протыкали лесную подстилку. В какой-то момент щуп натыкался на что-то твердое. Археологи не могли поверить своему счастью.
Мультикультурализм VIII века
В слоях, датируемых VIII веком, были обнаружены сооружения из крупных камней. Сначала они подумали, что это каменная печь. Известно, что такие вещи делали славяне, поселившиеся в этих краях. Но эта версия была быстро отвергнута: насыпь оказалась слишком большой. Рядом были найдены еще две, перед одной из которых была установлена горизонтальная каменная плита (мы проверили ее строительным уровнем — выравнивание было идеальным). Вокруг стояли сосуды, а под камнями — кострище, в котором лежало несколько предметов инвентаря. Человеческих останков не было.
Изучая объект, исследователи поняли, что перед ними следы раннесредневекового ритуала, которые можно реконструировать. Причем в деталях.
Оказалось, что в это время на горе Услан стояло некое воинское формирование. Его участники совершали поминальный обряд, видимо, по своим товарищам, погибшим где-то далеко отсюда. Жертвенных животных — судя по костям, свиней и куропаток — резали на этой же плоской плите. Устроили поминальный пир. Едой были свиные рульки, приготовленные на костре, и блюдо, похожее на студень. Когда костер догорел, на остывшие угли положили предметы, которые могли принадлежать погибшим воинам. Затем место ритуала засыпали камнями. Весь комплекс дошел до нас в целости и сохранности, не разграбленным.
Как отметил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» научный сотрудник отдела археологических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Александр Колоколов, подобных сооружений в славянских древностях нет. Но в степи они есть, правда, в других регионах. А найденные предметы отражают культурное многообразие строителей памятника. Так, кувшин с ручкой типичен для тюрков-кочевников. Редкая пряжка для ремня — для мордовских захоронений. Посуда для жертвенных угощений типична для славян.
Ничего подобного в этом регионе ранее не находили. Чтобы выяснить, кому принадлежал ритуальный комплекс, ученые обратились за помощью к коллегам с берегов Волги.
Славяне на Волге
По словам доцента кафедры истории России Самарского университета Дмитрия Сташенкова, не принимавшего участия в исследованиях тульских археологов, подобные комплексы встречаются и в Поволжье. Однако они явно являются погребальными, а не мемориальными, т. е. содержат останки умерших, тела которых были кремированы. Сташенков считает, что комплексы были созданы «воинским контингентом, охранявшим северные рубежи Хазарского каганата». При этом характер взаимоотношений славян и хазар на берегах великой реки был вполне определенным.
Сначала краткий исторический экскурс. В свое время самарский археолог Галина Матвеева совершила своего рода научную революцию: она достоверно связала именьковскую культуру, памятники которой обнаружены в Ульяновской, Самарской областях и в Татарстане, со славянами. В пользу этого, помимо прочего, говорил характер погребений и керамики. Известно, что представители этой культуры, как и славяне, занимались подсечно-огневым земледелием.
Памятники именьковцев в Поволжье фиксируются с IV в., но с середины VII в. по неизвестной причине исчезают. Возникает хронологический разрыв. Примерно в начале VIII в., когда регион активно осваивается Хазарским каганатом, появляются новые примечательные объекты.
«На Самарской Луке имеется целая серия курганов — так называемые памятники новинковского типа, — говорит Сташенков. — В захоронениях собран комплекс вооружения и снаряжения профессиональных воинов и всадников: удила, кавалерийские пики с бронебойными наконечниками, луки и стрелы, а также весьма представительный набор клинкового оружия — палаши и одни из первых сабель в Восточной Европе».
Антропологически эти люди разные: есть европеоиды, монголоиды и смешанные типы. То есть они не могли быть единой этнокультурной группой. Тогда возникает вопрос: как группа профессиональных воинов могла оказаться в Среднем Поволжье и почему у них такой разнородный состав? Самое убедительное объяснение: эта группа воинов занимается поддержанием порядка на этих территориях, охраной государственных границ.
««Единственным государственным образованием в то время и в том месте был Хазарский каганат. Но если сюда посылают воинов, то для их обслуживания нужны земледельцы и ремесленники, которые сами не несут воинской повинности.
На данный момент в Среднем Поволжье такого населения не было. Оно должно было откуда-то появиться. Именно в VIII веке здесь появилась культура со славянскими чертами: например, характерные для них полуземлянки с каменными печами», — продолжает ученый.
Из летописей известно, что славяне были данниками хазар. Возможно, даннические отношения могли выражаться и в перемещении земледельцев на территорию, необходимую хазарской администрации.
То есть хазарская администрация целенаправленно заселяла освоенные территории славянскими земледельцами, которые кормили тюркских воинов. С этими же целями, отмечает ученый, хазары переселяли алан на реки Дон и Воронеж. Не исключено, что подобный случай имел место и под Тулой. Это объяснило бы культурную эклектику находок.
Однако не всем ученым нравится идея о том, что славяне были загнаны на эти земли силой.
«Эти процессы просто совпали хронологически. Из степи появилось новое мощное государство, а в лесной и лесостепной зоне появился очень сильный новый компонент — славяне. Они встретились, а затем начали взаимодействовать. Понятно, что мощное государство хазар, хорошо организованное, и общины славян — это разные весовые категории. Вопросов, кто кому подчинялся, не возникает. Но процесс был непростым», — считает Алексей Воронцов, ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
Наука, антинаука и политика
Хазарский каганат — одно из самых загадочных государств в истории. Он существовал с VII по X век. В период своего расцвета он занимал огромные территории от Закавказья до современной Казани, от Центральной Украины до Аральского моря. Он конкурировал с Византией и Арабским халифатом, самыми могущественными империями того времени. Чтобы быть с ними на равных, но при этом сохранять независимость, хазарская элита приняла третью религию — иудаизм.
Роль славян в их судьбе оценивается по-разному. Из арабских источников, а также из более поздних русских летописей известно, что славяне платили дань кагану. Сам хазарский «царь Иосиф, сын Аарона» в своей знаменитой переписке с иудеями Кордовского халифата перечисляет среди подвластных ему народов племена, которые ряд исследователей трактуют как славянские: «Вентит», «Север», «Славиун».
Существует мнение, что государство, основанное кочевниками, не только угнетало своих подданных земледельцев, но и обеспечивало их безопасность и покой. За сотни лет под властью хазарских беков славяне окрепли, накопили материальные блага, что в конечном итоге помогло создать Древнерусское государство.
Как бы то ни было, «темные века» недаром темны, ведь разобраться в тех событиях непросто. Археологических данных мало, а письменные сведения, как говорит Воронцов, умещаются на одной странице. А представления простого народа о хазарах основаны либо на художественных произведениях (прежде всего на «Хазарском словаре» Милорада Павича), либо на псевдонаучных домыслах (большую лепту внес сюда Лев Гумилев).
<бр />Научную работу тормозит политический фактор: например, казанский археолог Петр Старостин долгое время не мог писать о древних славянах на Волге, так как эта версия не нравилась руководству Татарской АССР — они хотели видеть именьковцев тюрками. И сегодня результаты научных изысканий по делам давно минувших дней зачастую вызывают резкую реакцию.
Тем не менее, работа продолжается. По словам сотрудников музея-заповедника «Куликово поле», найденные объекты — не единственные на горе Услан. Возможно, будущие открытия разрешат часть споров — или спровоцируют новые. В любом случае, это будет интересно.
Свежие комментарии