Инициаторы предлагают упростить процедуру получения выплат пострадавшим в ДТП, произошедших по вине водителей без ОСАГО.
Глава комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (фракция ЛДПР) внес в Госдуму поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности: документ предлагает изменить порядок компенсационных выплат при ДТП. В частности, речь идет о тех случаях, когда у виновника аварии отсутствует действующий полис ОСАГО.
Фото: YAYImages, Depositphotos.com
Согласно действующим нормам, после таких ДТП пострадавший может получить выплату из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Этот фонд формируется за счет отчислений участников рынка в размере 3% от страховых взносов (появился в 2003 году). Однако эта опция позволяет возмещать только вред, причиненный здоровью и жизни пострадавших. Как сообщает «Коммерсант», по мнению Ярослава Нилова, необходимо распространить эту схему и на ущерб имуществу: то есть на случаи повреждения автомобилей пострадавших в ДТП.
Следует отметить, что пострадавшие в ДТП также имеют право на выплаты из компенсационного фонда РСА в случае признания страховой компании виновника ДТП банкротом. Союз подсчитал, что в период с 2004 по 2023 год (по 2024 году информации пока нет) из компенсационного фонда пострадавшим выплачено в общей сложности более 92 млрд рублей.
Фото: Kolesa.ru
Действующие правила предполагают, что водитель, требующий возмещения ущерба транспортному средству от виновника ДТП без ОСАГО, должен обратиться в суд. По словам Ярослава Нилова, «процесс может затянуться на годы, особенно если виновник — гражданин другого государства». Инициатор добавил, что предлагаемые поправки предоставят РСА право на регрессный иск к виновнику ДТП — в соответствии с суммой возмещения.
По словам автора поправок, к концу 2023 года разница между суммой собранных страховых взносов и выплат по ОСАГО составит 123 млрд рублей. Он считает, что «российская страховая система имеет достаточные резервы для полного покрытия таких расходов».
Фото: alexkich, Depositphotos.com
В РСА отметили, что доля водителей, не оформивших полис ОСАГО, составляет 10% от общего числа автовладельцев, и этот показатель, по данным Союза, составляет растет. В случае принятия поправок ежегодные расходы фонда, по оценкам, увеличатся примерно на 16–17 млрд рублей. В союзе также отметили, что действующий механизм регрессных требований позволяет вернуть в фонд лишь 6% от суммы, выплаченной виновникам ДТП без обязательного страхования автогражданской ответственности (в случае причинения вреда здоровью пострадавших).
В то же время в союзе подчеркнули, что утверждение предлагаемых законопроектом выплат «создаст существенную нагрузку на фонд, которую будут компенсировать добросовестные страхователи при одновременном существенном увеличении стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности». Российский союз автостраховщиков, Центробанк и Минфин считают, что вместо этого необходимо «повысить дисциплину водителей за счет снижения доли водителей без обязательного страхования автогражданской ответственности». Этому должно способствовать, в том числе, увеличение штрафа до 3–5 тысяч рублей за повторное управление автомобилем без обязательного страхования (изменения вступили в силу в начале этого года).































Свежие комментарии