Президент США Дональд Трамп, как и обещал, ввел 25% пошлины на товары из Канады и Мексики, а также 10% пошлины на товары из Китая. На очереди пошлины на товары из Европы. Контрмеры пока не приняты, но они обязательно будут, и это очень плохая новость для крупнейших автопроизводителей, ориентированных на мировой рынок.
В ноябре прошлого года Дональд Трамп пообещал ввести 25-процентные пошлины на все товары, поступающие в США из Мексики и Канады, сразу после своей инаугурации на пост президента, меру, которую он представил под видом борьбы с нелегальной миграцией и наркотрафиком. Трамп вступил в должность 20 января, но ввел обещанные пошлины с небольшой задержкой — они вступят в силу 4 февраля. 10-процентные пошлины на китайские товары вводятся сверх уже существующих пошлин на ряд товаров: например, осенью прошлого года предыдущий президент США Джо Байден ввел 100-процентные пошлины на китайские электромобили.
В автомобильном секторе объем торговли между США и Китаем относительно невелик (например, GM продает в США бензиновые кроссоверы Buick, собранные в Китае), однако за последние десятилетия американская автомобильная промышленность довольно тесно связалась с Мексикой и Канадой: по данным Automotive News, Stellantis Corporation получает из этих стран 40% своей продукции, продаваемой в США, General Motors — 30%, а Ford — 25%. Крупные европейские и японские автомобильные компании, а также южнокорейская Hyundai Motor Group имеют заводы в Мексике, которые обслуживают рынок США; 25%-ные пошлины нарушают устоявшиеся бизнес-процессы и спровоцируют резкий рост цен на новые автомобили.
Конечно, подорожают не только автомобили, но и вообще все товары, что повлечет за собой ускорение инфляции и дальнейший рост цен на товары и услуги. Мексика, Канада и Китай пообещали ответные меры на недружественные действия администрации Трампа, а именно пошлины на товары, поступающие в эти страны из США, что вызовет дополнительное напряжение и рост издержек автопроизводителей. Поэтому неудивительно, что стоимость акций крупных автомобильных компаний сегодня пошла вниз: к вечеру 3 февраля падение составило 4-8% в зависимости от компании, и отскока пока нет.
Пошлины на товары из Европы, включая автомобили, также, судя по всему, решенный вопрос для Трампа. Вчера Трамп официально заявил о намерении ввести пошлины на Европу, чтобы выровнять несправедливый, по его мнению, торговый баланс между США и ЕС, но точную дату и размер пошлин он пока не готов назвать. Великобритания может избежать более высоких пошлин со стороны США, поскольку она не является частью ЕС.
В целом картина для автопроизводителей безрадостная: Volkswagen, Stellantis и Nissan, находящиеся в кризисе, столкнутся с дополнительной нагрузкой на свой бизнес, которая может их окончательно потопить. Переносить производство из Мексики в США долго и дорого, а в условиях встречных пошлин еще и невыгодно, ведь автомобили, собранные в США, будут облагаться пошлинами в Мексике, Канаде и, скорее всего, в Европе, поскольку европейские власти также обещают Трампу ввести ответные меры на его тарифы.
Торговая война, начатая Трампом, так или иначе коснется всего мира, ускорение инфляции в ведущих экономиках вызовет эффект домино: например, индийская рупия сегодня обновила исторический минимум, хотя Трамп не вводил никаких пошлин для Индии. Вслед за рупией падают и другие азиатские валюты. В целом, конечно, нового мирового экономического кризиса пока не наблюдается, но предпосылки к нему весьма внушительные.
Добавим, что сразу после инаугурации Дональд Трамп распорядился отменить все программы поддержки электромобилей в США, что станет дополнительным фактором нестабильности для автопроизводителей, тем более, что Европа идет в противоположном направлении и продолжает настаивать на том, что электромобили — единственно возможное будущее автопрома.
Обновление: Вечером 3 февраля Дональд Трамп сообщил, что после разговора с президентом Мексики Клаудией Шейнбаум отложил введение пошлин на мексиканские товары на месяц; в течение этого месяца пройдут переговоры между США и Мексикой по разрешению имеющихся противоречий, а Мексика со своей стороны пообещала существенно усилить безопасность границы с США. Через несколько часов Канада получила такую же отсрочку на тех же условиях (укрепление безопасности границ).































Свежие комментарии