МОСКВА, 4 февраля Генетическое исследование погребения из некрополя Ростовского городища (вторая половина VI — начало VII в. н. э.) подтвердило его связь с Великим переселением народов, установленную учеными ЮФУ. Обнаруженные ими в генах погребенного азиатские корни соответствуют общеисторическим процессам эпохи, сообщает пресс-служба Минобрнауки.
Исследователи Южного федерального университета (ЮФУ) изучили захоронение конца VI — начала VII вв. н.э., обнаруженное в некрополе Ростовского городища, расположенного на территории современного города Ростова-на-Дону (район улиц Станиславского/Чехова).
По мнению ученых ЮФУ, захоронение может быть связано с переселенцами с Востока, а точнее с культурной группой типа Суханово. Оно может быть связано с тюркоязычными кочевниками — утигурами, которые господствовали на Дону после победы над кутригурами с середины VI до начала VII в. Об этом свидетельствует отсутствие инвентаря (найдены лишь поясной набор, пряжки обуви и следы деревянной чаши), скелет лошади рядом с погребенным, северная ориентация и возможное использование савана, о чем можно судить по плотно прижатым рукам и ногам погребенного.
<бр />«По результатам генетического анализа в митохондриальной ДНК погребенного человека выявлена гаплогруппа D4q*, что свидетельствует о его происхождении из Восточной и Юго-Восточной Азии, с возможными связями с современными народами Тибета и Киргизии. Это подтверждают и данные исследования аутосомной ДНК, которые показывают высокое сходство с современными популяциями Восточной Азии», — цитирует пресс-служба Минобрнауки России научного сотрудника лаборатории «Идентификация объектов биологического происхождения» Академии биологии и биотехнологии Южного федерального университета Ольгу Арамову.
Ученые установили, что у умершего был темный цвет кожи, глаз и волос. Исследования химического состава предметов погребального инвентаря (в том числе покрытия на металлических частях поясного набора) выявили уникальные культурные особенности этого человека.
«Геральдический комплект, покрытый золотой фольгой и выполненный из свинца, является уникальной находкой для Ростовского городища. Свинец, из которого изготовлена часть украшений, скорее всего, был более доступным и дешевым материалом, чем серебро. Это может свидетельствовать о том, что погребенный не принадлежал к высшему классу общества. Тем не менее, наличие позолоты на некоторых элементах украшений свидетельствует о его достаточно высоком статусе, что заставляет пересмотреть привычные представления о социальном устройстве того времени», — считает заведующий кафедрой археологии и истории Древнего мира ЮФУ Евгений Вдовченков.
В середине VI — начале VII века в степной зоне доминировали тюркские переселенцы с Востока, в том числе утигуры, отмечают исследователи. Они полагают, что захороненный на Ростовском городище мог принадлежать к утигурам, однако не утверждают этого на 100 процентов, учитывая ограниченное количество захоронений этого периода и специфику археологических источников.
«Погребенный, скорее всего, не принадлежал к высшему сословию, хотя и не был бедняком, так как традиции не предполагали захоронения простого человека с конем в конской сбруе, с оружием и ценной посудой. Деформация черепа погребенного свидетельствует о сохранении некоторых традиций, пришедших из сармато-аланского мира. Эти элементы указывают на преемственность между разными эпохами и культурами, существовавшими на территории Нижнего Дона», — сказал Вдовченков.
Он пояснил, что еще в первые века нашей эры сарматы принесли с Востока традицию перевязывать череп младенцев так, чтобы он приобретал вытянутую форму. Это было принято в определенной, весьма зажиточной группе: антропологические исследования показывают, что похороненные с деформированным черепом жили дольше, чем те, у кого деформация отсутствовала.
«Эта традиция встречается в поселениях степной зоны, на меотских поселениях и в Танаисе и связана с присутствием сарматов. В период Великого переселения народов кавказские аланы и сарматы распространили эту традицию, сделав ее престижной. Это может объяснять ее использование данным погребенным человеком», — пояснил эксперт.
A Комплексное междисциплинарное исследование ученых ЮФУ не только прояснило миграционные потоки в раннем Средневековье, но и дало уникальные данные о смешении культур и этнических групп в период Великого переселения народов. По мнению авторов, оно внесет важный вклад в реконструкцию этногенетической истории Юга России и позволит более точно понять, как различные народности влияли на формирование населения региона.
«В этом захоронении очень четко прослеживается специфика эпохи Великого переселения народов, переходного периода между сарматской эпохой (II в. до н. э. — IV в. н. э.) и временем Хазарского каганата (вторая половина VII — X в. н. э.). У нас не так много захоронений с предметами в геральдическом стиле, и то, что нам удалось провести комплексное исследование с помощью археологов, генетиков и физиков, дало нам важную информацию о прошлом нашего региона», — подчеркнул Вдовченков.
Сегодня ученые проводят анализ поверхности костей, чтобы определить краску, использованную для плащаницы. Первые результаты проекта были опубликованы в научном журнале «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья».

Свежие комментарии