Дети из Барнардо приветствуют подаренного далека в феврале 1964 года. Фото: M McKeown/Express/Getty
18 мая 1965 года Майкл Б. Бромхед, генеральный менеджер Lion International Films, написал продюсеру и сценаристу Милтону Суботски об их предстоящем фильме Dr Who & Далеки. В письме, которое сейчас хранится в Архиве Суботского, Бромхед советовал Милтону Суботскому не входить в Dr Who & The Daleks на фестиваль научной фантастики.
Компания Lion International Films, которая распространяла картину на заморских территориях, не хотела отталкивать потенциальных зрителей, навешивая на фильм научно-фантастический ярлык («что его в более низкую категорию и более низкую ценовую категорию», — написал Бромхед). Вместо этого они хотели продавать свой спин-офф «Кто» как «фильм типа «Швейцарская семейка Робисонов» с действием, приключениями, цветом и дополнительным трюком далеков».
Доктор Кто & Далеки остаются аномалией в истории ВОЗ: не настоящим Доктором Кто, а вспышкой в огромной зыбкости пространственно-временного континуума. Это не Уильям Хартнелл в роли Доктора — этого капризного инопланетного озорника, — а стойкий ужастик Питер Кушинг в роли человека-Доктора Кто, доброго старика, который ведет своих внучек и опрометчивого Роя Касла в ярком, смелом приключении как в Technicolor , так и Техноскоп.
Едва ли имело значение, что Кушинг не был настоящим доктором. Настоящими звездами были Далеки, которые тогда были настолько популярны, что уничтожили свой путь к созданию одного из основных увлечений Свингующих шестидесятых: Далекмании.
Действительно, письмо Бромхеда было о его волнении по поводу казни их Далеков. генеральный план-рекламный ход: отправить дюжину далеков на Каннский кинофестиваль, где далеков продефилируют среди артхаусной толпы и сфотографируются с Джоном Ленноном. Всего несколько дней спустя они были на Star Gala в эстрадном клубе, общались со знаменитостями и участвовали в жюри конкурса красоты.
«Это идеальная возможность для мероприятия такого рода, которое охватит большое количество важных дистрибьюторов со всех уголков весь мир, — писал Бромхед, — и, конечно же, должны предоставить журналистам что-то действительно необычное, о чем они могли бы писать в своих газетах. Каннский фестиваль — единственный фестиваль, на котором такой трюк действительно может сойти с рук и за один раз охватить всю мировую индустрию».
Далекмания — начатая первыми двумя телесериалами о далеков в раннем сериале «Доктора Кто», «Далеки» и «Вторжение далеков на Землю» — была прибылью от безумных далеков детей: игрушек, костюмов, книг, настольных игр, сладостей и всего остального. на котором можно было бы заклеймить далека (или сделать его похожим на него). Доктор Кто & «Далеки» и их продолжение, «Вторжение далеков: Земля 2150 г. н.э.» (основанные на первых двух телесериалах соответственно), стали настоящим товаром для наживы — дорогими товарами из того, что, возможно, было первой настоящей кинофраншизой.
Оба фильма были отреставрированы в формате 4K для новых коллекционных изданий Blu-ray и будут демонстрироваться в кинотеатрах с 10 июля в виде двойной афиши.
Далеки, созданные писателем Терри Нейшеном и разработанные художником BBC Рэймондом Кьюсиком, впервые появились в декабре 1963 года в главной роли во втором семисерийном сериале «Доктор Кто» «Далеки» (иногда называемом «Мутанты» или «Мертвая планета»). Согласно легенде Whovian, Далеки были именно тем, чего хотел избежать создатель сериала Сидни Ньюман — «монстрами с выпученными глазами» — и он выступил против сценария Nation. Но у далеков было нечто большее, чем пучеглазость. Мутировавшие в результате ядерной войны и запертые в своих металлических панцирях, первоначальные Далеки были жалкими — каждый из них был визжащим бессильным ядром ненависти.
Далеки также были хитом. «Они действительно заставили всех заговорить», — говорит актер, комик и писатель Тоби Хадоке. По завершении первого сериала в феврале 1964 года далековы, казалось, были уничтожены. Они снова попали в заголовки, когда BBC пожертвовала два реквизита далеков благотворительной организации для детей Барнардо — очевидно, чтобы сэкономить место. «Возможно, у BBC было подозрение, что они будут использовать эти вещи снова, — говорит Хадоке, — но место для хранения было ценным!» Пожертвование было также ответом на кампанию по написанию писем от любопытных юных зрителей. «Десятки детей писали, спрашивая, что с ними будет, когда они встретят свой конец», — отмечает The Daily Telegraph.
Exterminate: широкоэкранный фильм Daleks' Вторжение на Землю, 2150 г. н.э. (1966 г.) Фото 12/Alamy
Конечно, дети их любили: детские площадки были полны детей, притворяющихся далековами. The Daily Mirror сообщила, как одному бедному отцу сын обезглавил цветы в режиме «Истребление». В Фархеме школьница уговорила BBC разрешить далеку открыть местный благотворительный праздник. В другой истории родитель сделал большую модель далека для школьной вечеринки, которая хранилась в шкафу. Один ученик не мог перестать бегать, чтобы увидеть Далека, поэтому был заперт в шкафу в качестве наказания, а затем забыт и оставлен взаперти на два часа.
Дети также написали жалобу на Би-би-си: даже обвиняя Биба в жестокости (в конце концов, он убил Далеков), и к марту 1964 года сообщалось, что Далеки вернутся на телевидение — обратно по многочисленным просьбам.
В ноябре 1964 года — в том же месяце, когда далеки вернулись для съемок своего второго телесериала «Вторжение далеков на Землю» — одна норфолкская газета была сбита с толку сообщениями о том, что из монстров будут делать игрушки. «Далеки — новые и, по-видимому, привлекательные существа космической эры», — писалось в нем.
В «Вторжении далеков на Землю» далеки были более откровенно похожи на нацистов, выкрикивая свое «EX-TER-MI». -НЕЙТ! крылатая фраза и порабощение людей как Робоменов. Образы, напоминающие Лондон времен Блица, и идея подпольного человеческого сопротивления, обыгрывали воспоминания о войне, как альтернативную реальность, в которую успешно вторглись нацистские роботы.
Сериал достиг своего пика с 12,4 миллионами зрителей и положил начало собственно Далекмании , движимой изображениями далеков, катающихся по зданию парламента, Трафальгарской площади и Вестминстерскому мосту. В самом леденящем кровь образе этой истории далеков, похожих на подводную лодку, появляется из Темзы. Эти внеземные злодеи стали маловероятными иконами Лондона шестидесятых. Еще до своего дебюта на телевидении Далеки прогуливались по Шепердс-Бушу для фотосессии.
Далек на Вестминстерском мосту в 1964 году. Фото: Keystone Press/Alamy
«Они собирали толпы», — говорит Хадоке, представивший моноспектакль о своем фэндоме «Кто» — «Мотыльки съели мой шарф Доктора Кто». «У меня в ванной висит фотография, на которой они пытаются поймать автобус. Есть некоторые взятые на фруктово-овощном рынке. Люди никогда раньше не видели этих вещей. Это то, что Джон Пертви назвал «Йети в туалете в Тутинг-Беке» — увидеть этих смертоносных инопланетян в лондонском автобусе. «Доктор Кто» наиболее эффективен, когда сопоставляет обыденное, очаровательное и приземленное с потусторонним. «Доктор Кто» всегда был захватывающим зрелищем».
Далеки были культурным моментом. Далекмания шла почти параллельно с битломанией и бондманией (тогда британцы любили «манию»). The Daily Mirror в интервью Nation описала далеков как «своего рода Большого Злого Волка поколения битников». И они были не только истребителями: они были и прядильщиками денег. Вторжение далеков на Землю, завершившееся в День подарков, идеально совпало с Рождеством 1964 года – процветанием далековских товаров.
Лицензирующий предприниматель Уолтер «Так» Таквелл увидел побочный потенциал далеков. Сначала Би-би-си сказала ему: «Забудь об этом. Доктор Кто прикончит их после шести серий…”
Первым продуктом с наличными были сладкие сигареты с коллекционными карточками, за которыми последовали книжки с картинками, побочный роман и игрушки на батарейках, которые производила компания по производству игрушек Луи Маркса. «Хитрый далек» Маркса, который светился и прыгал в разные стороны, был самой популярной из всех игрушек. Он продавался за 17 шиллингов и 11 пенсов (сейчас около 13 фунтов стерлингов), и к Рождеству 1964 года было продано 24 000 экземпляров.
Самым дорогим предметом был комбинезон Далека — «попасть внутрь Далека», как его называли газеты в то время, — который состоял из юбки из ПВХ, пистолета и присосок, а также пластикового купола головы. Комбинезоны Dalek ушли за колоссальные 8 фунтов стерлингов, или около 114 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
Новинка. Проведите мое Рождество с далеком от The Go-Go's Кредит: Alamy
Производитель крайне недооценил спрос, и они были распроданы еще до Рождества. Согласно сообщениям, некоторые покупатели-наемники перепродавали их по завышенным ценам. Другие были в таком отчаянии, что принимали заказы только в феврале.
Но комбинезон считался угрозой безопасности. Должностные лица службы безопасности дорожного движения предупредили, что пластиковые куполообразные головы могут блокировать обзор ребенка, когда он переходит дорогу в полном обличье далека . Другие предупредили, что дети могут оказаться в ловушке внутри. Компания изменила дизайн костюма, теперь с механизмом безопасности, который сбрасывал шлем в аварийной ситуации.
К сожалению, пожар на фабрике уничтожил компоненты 4000 костюмов, что в конечном итоге привело к банкротству производителя.
р> <р>Была также дурацкая новинка под названием I'm Gonna Spend My Christmas with a Dalek от The Go-Go’s о далеком, который (довольно нехарактерно) дружит с маленькой девочкой и пробует сливовый пудинг и заварной крем. Песня, которая не попала в чарты, действует на нервы именно так, как могут только новинки. В следующем году далеки снова пересекли культурные границы, появившись в написанной нацией пьесе «Проклятие далеков» в театре Уиндхэма в Вест-Энде. «Они были повсюду в крови», — говорит Хадоке.
Галактика пополнилась товарами: воздушные змеи, значки, свечи, кегли, переводные картинки, обои, раскраски по номерам, волчки и гибкие резиновые далеки. Кроме того, проекторы Give-A-Show на тему далеков и устройства для просмотра 3D-фильмов See-A-Show, а также наборы Cutta-mastic, а также трафареты и канцелярские принадлежности Dalek, планшет Dalek Wonder Slate, настольная игра Dalek Oracle, игра-стрелялка Dalek, Тапочки далеков и сладости далеков.
В то же время у далеков была своя полоса в комиксе TV Century 21, в котором рассказывалась альтернативная версия предыстории далеков.
Dr Who & Полоса далеков в комиксе TV Century 21 (1965). Фото: parkerphotography/Alamy
Затем последовал фильм — неизбежный доход от любой причуды больших денег (например, собственный Spice World далеков) — продюсерами которого выступили Милтон Суботски, Макс Розенберг и Джо Вегода. Американские продюсеры Субоцкий и Розенберг основали в Шеппертоне компанию Amicus Productions, известную в первую очередь фильмами ужасов: конкурента Hammer Films, которую позже окрестили «студией, с которой капала кровь». Имя Amicus было бы трудно продать для семейной шумной игры — фильм далеков был задуман как кассовый сбор на праздники — поэтому они создали новую компанию, AARU, хотя фильмы далеков, по сути, были продукцией Amicus.
Первый фильм Dr Who & Далеки были основаны на первом сериале. «Нация» была недоступна, поэтому Субоцкий написал сценарий сам при участии Дэвида Уитакера, редактора сценария «Доктора Кто».
Не было и речи о появлении актеров BBC. «Они снимали сериал 48 недель из 52, — отмечает Хадоке.
Продюсерам также нужно было имя, которое продавало бы фильм американской аудитории. Они обратились к завсегдатаю Amicus Питеру Кушингу, чтобы он сыграл Доктора Кто — уже не вопрос, а его настоящее имя. Компаньоны тоже изменились, став двумя внучками Доктора Кто, Барбарой и Сьюзен (Дженни Линден и Роберта Тови), и склонным к бедствиям бойфрендом Барбары, Ианом (Рой Касл). Формула, вероятно, была упрощена для американской аудитории.
«Начало телесериала очень загадочно, — говорит Хадоке. «Доктор и Сьюзен определенно инопланетяне, но это все, что мы знаем. «Кто» загадочен. Весь постулат звучит так: «Кто этот парень?». Но в фильме это «Привет, я доктор Кто!». Они сводят на нет любое чувство тайны».
Этот Доктор Кто — немощный парень, который любит читать комиксы об Орле — проводит большую часть фильма в стороне, в то время как работа Касла — входить в вещи, идиотски хмыкать и делать из всего поросячье ухо. Настоящий герой — 10-летняя Сьюзен. (Режиссер Гордон Флеминг предлагал актрисе Тови шиллинг каждый раз, когда она получала верную реплику с первого дубля, и вручал ей мешок денег в конце съемок.)
Dr Who & Звезды «Далеков» Рой Кастл и Дженни Линден репетируют в Shepperton Studios. Фото: Alamy
Наиболее любопытна ТАРДИС Кушинга (не ТАРДИС, а просто «ТАРДИС»). ТАРДИС телевизионного доктора должна маскироваться в каждом новом месте, но застревает в форме полицейской будки. Фильм «Доктор Кто» превращает свою ТАРДИС в полицейскую будку — стоит отметить, в своем саду — без какой-либо логической причины. Проходит всего несколько минут, благодаря небрежности Касла в их ТАРДИС, прежде чем команда переносится на Скаро, родную планету далеков.
При общем бюджете в 180 000 фунтов стерлингов фильму потребовалось построить восемь новых далеков стоимостью около 350 фунтов стерлингов каждый. Эти Далеки имели модернизированный дизайн, с большим бампером и более острыми фарами (этот более громоздкий и более выраженный дизайн вдохновил Далеков, похожих на танки, представленных в серии перезагрузки Рассела Т. Дэвиса в 2005 году). Бесполезные присоски были заменены угрожающими когтями-клешнями — деталь, взятая из оригинальных набросков далеков Кьюсика. В фильме «Далеки» также была иерархия с цветовой кодировкой, в которой командовали черные и красные далеки.
Трейлер хвастался, что увидеть далеков на большом экране будет «настолько близко, что вы почувствуете их огонь!». Однако они были оснащены не огнеметами — предположение, которое цензоры исключили, — а огнетушителями, которые выпускали истребительный выброс CO2.
Как ни странно, в то время не хватало операторов-далеков . Брайан Хэндс, актер, который был между выступлениями, был принят на работу, потому что он отвечал всем требованиям. «Я был примерно такого роста, чтобы сесть в Далек, — вспоминает он. «Вы забрались и сели на довольно неудобную скамейку, чтобы маневрировать. Приходилось передвигаться ногами. Это было очень примитивно. Там было несколько элементов управления — огнетушитель, глаз и голова, которую вы двигали. Мы должны были реагировать и переходить к диалогу».
Заплатив 12 фунтов стерлингов в день, Хэндс вспоминает, что управлял как черными, так и красными далеками. «Насколько я понимаю, — говорит он, — я единственный выживший оператор-далек».
Актеры почти не видели операторов. Они были заперты внутри далеков до того, как остальные актеры прибыли на съемочную площадку, и до тех пор, пока они не ушли. Далеки-операторы также должны были оставаться на месте, пока вокруг них не взорвалась пиротехника, имитируя финальную битву. «Мы бросили дымовую шашку, а потом случилась драма», — смеется Энтони Уэй, помощник режиссера обоих фильмов. «Верх бы оторвался».
Большим успехом стало то, что далеков впервые увидели в цвете. Что забавно, если оглянуться на 60 лет назад, так это то, что когда далеков увидят в цвете, они окажутся страстными поставщиками китча в стиле шестидесятых. Обратите внимание на интерьеры Скаро — в них даже есть лавовые лампы.
«Когда вы смотрите фильм на большом экране в цвете, вы понимаете, насколько дурацкими были декорации, — говорит Уэй, недавно пересматривавший фильм в специальный скрининг BFI. «Это просто листы оргалита, окрашенные в один цвет. Я думаю, это потому, что у нас был низкий бюджет и плотный график».
Действительно, Dr Who & Далеки восхитительно наивны — не только вкус далеков в декоре, но и их лесные враги, пантоподобные талы («Прекрасные инопланетяне с тенями для глаз и восковой грудью», — говорит Хадок), и манерное хождение по сюжет.
Фильм теряет подтекст и задумчивость, которые пронизывали зернистое черно-белое изображение телевизионной версии, но он по-прежнему сногсшибательный, с потрясающими матовыми рисунками на заднем плане и самыми красивыми далеками. своего поколения.
Далеки из фильма также были игроками франшизы, что сопровождалось целым рядом рекламных врезок. Дистрибьютор издал книгу кампании, информируя боссов кинотеатров обо всей рекламе и рекламных акциях, которые гарантировали бы кассовый успех далеков: «Неделя далеков» в их местных магазинах, шоколад и игрушки далеков, а также масштабная кампания в Woolworths — плюс, дополнительная запись Who's Who в исполнении Тови.
PR-ход на Каннском кинофестивале сработал, и Далеки получили широкое освещение в прессе. Премьера фильма состоялась в Лондоне 24 июня 1965 года, а общенациональная премьера состоялась в августе – в том же месяце, когда продажи товаров далеков достигли своего пика. Рецензии были плохими — раскритикованными британскими критиками, раскритикованными американцами, — но фильм стал кассовым хитом и в том году занял место в британской десятке лучших.
Вторжение далеков на Землю, 2150 г. н.э. Авторы: TCD/Prod DB/Alamy
Вскоре последовал второй фильм, «Вторжение Далеков на Землю в 2150 году нашей эры», производство которого началось в марте 1966 года. На этот раз «Доктор Кто» даже не упоминается в названии. Хотя в нем была большая часть той же съемочной группы, включая режиссера Гордона Флеминга, в фильме заменили некоторых актеров, в первую очередь заменив Касла на Бернарда Криббинса (который присоединился к сериалу в 2007 году) в качестве комедийного фона, сыграв полицейского констебля, который случайно попал в будущее.
«Бернард Криббенс теперь национальное достояние «Доктора Кто», — говорит Хадоке. «Но он мне всегда нравился в этом фильме. Он делает то, чего не делает Рой Кастл, то есть умудряется быть мило неуклюжим, когда это необходимо, но также и по-настоящему героем».
Основанный на сериале BBC «Вторжение далеков на Землю», он воссоздает ключевые моменты, в том числе появление далеков из Темзы, и имеет возможности (плюс увеличенный бюджет в размере 286 000 фунтов стерлингов) для более масштабного и убедительного апокалиптического видения Лондона в стиле блиц. Это горы щебня, разрушенные стены и рушащиеся стальные балки. Также впечатляет космический корабль далеков, который вращается во время полета — еще один дизайн, которому позже отдал дань уважения сериал Рассела Т. Дэвиса. А Питер Кушинг, хотя и не злобный Уильям Хартнелл, не такой уж неэффективный старый болван.
«Мне нравится второй фильм, — говорит Хадоке. «Я бы осмелился сказать, что, по моему мнению, фильм может получиться лучше, чем телевизионная версия».
В самом деле, всего за 84 минуты из телевизионного оригинала выпадает примерно четыре эпизода наполнителя, что делает фильм более скудным и, безусловно, более злым. В некоторых из них царит почти клиническая тьма. «В нем немного больше угрозы, чем в первом фильме, — говорит Уэй. Посмотрите, как перебежчик с черного рынка Брокли (Филип Мэдок, более известный как капитан подводной лодки из «Папиной армии») продал «Доктора Кто» далековам, но быстро истребил себя, изжив себя бесполезным для космических нацистов.
Тьме противопоставляется комедийная сцена, сопровождаемая парирующим тромбоном в стиле Carry On, в котором Криббинс марширует и обедает с лоботомированными Робоменами, и ранним продакт-плейсментом Sugar Puffs — по-видимому, он все еще актуален после апокалипсиса далеков. «Кажется, я помню, что был показ с большим количеством детей, и они угощали сахарными пуфами», — смеется Уэй.
<р>«Вторжение далеков на Землю в 2150 году нашей эры» — лучший, более дальновидный фильм о далеков, но он имел плохое распространение в США и был почти уничтожен критиками. Выпущенный в августе 1966 года, он разочаровал кассовых сборов. Действительно, повальное увлечение Далекманиями закончилось. С товарами Dalek произошел такой сбой, что производители решили не продлевать свои лицензии.
В 1967 году Nation отозвала права далеков, чтобы снять телесериал о далеков в Соединенных Штатах. Сериал фильмов о далеках также был отменен, хотя Милтон Суботски пытался разработать третий фильм в восьмидесятых, в котором не были бы далеки, а были бы два Доктора и гигантские плотоядные крабы.
«О фильмах как бы забыли, пока крикетный дождь не закончился, и они были сняты после обеда», — говорит Хадоке. «Вы бы прошерстили газеты, чтобы узнать, идут ли фильмы о далеков. Я помню, как плакала, понимая, что пропустила первую передачу по телевизору. Я знал, что это не будет продолжаться еще два или три года».
Они, безусловно, повлияли на будущее Who. Это был первый раз, когда Доктора сыграл кто-то другой; первый раз в цвете; и впервые у Доктора Кто был такой кинематографический размах, который сейчас можно увидеть в текущем сериале. И, безусловно, пришло время возродить в сериале «Доктора Кто» Питера Кушинга, возможно, как некую версию Доктора из альтернативной вселенной, точно так же, как он вернул Первого Доктора Хартнелла с Дэвидом Брэдли.
Хотя фанаты-пуристы иногда отвергают его за это. будучи настоящим Кто, фильмы о далеков были справедливо возвращены — странные артефакты от мании, которая создала Доктора Кто.
Dr Who & «Далеки» уже вышли на 4K Blu-ray. «Вторжение далеков: Земля 2150 г. н.э.» выходит 18 июля. Оба фильма в кинотеатрах с 10 июля.
Свежие комментарии