Большой бизнес: популярные онлайн-фанфики могут способствовать продажам книг и голливудским сделкам
Дети нередко пишут рассказы о своих любимые вымышленные персонажи — в юности я сам написал несколько сиквелов о Бигглах — или их любимые знаменитости. Но в наши дни, если вы продолжите это во взрослой жизни и опубликуете их в Интернете, вы можете получить феноменальные продажи книг и даже сделку в Голливуде.
Фанфики, как известно, могут быть большим бизнесом. Роман Робин Ли 2017 года «Идея о тебе», в котором рассказывается о 40-летней женщине, завязывающей роман с 20-летним фронтменом британского бойз-бэнда, обладающим настолько красивым лицом, что оно застраховано Lloyd's of London. – начал свою жизнь как часть «фанфика» о вокалисте One Direction Гарри Стайлсе. Хотя Ли дала персонажу другое имя в законченной книге и сдержанно относилась к связи со Стайлзом — «Вдохновение — это сильно сказано», — так она не отреклась от Vogue в 2020 году, — это вызвало достаточно шума среди легионов поклонников 1D, чтобы это бестселлер. Роман сейчас снимается с Энн Хэтэуэй и Николасом Голицыным.
Ли не первый автор, который превратил праздные фантазии о поцелуях со Стайлзом в большие деньги. Роман Анны Тодд «После», опубликованный издательством Simon & Шустер в 2014 году, возникла из рассказов о One Direction, которые она опубликовала на социальной платформе для рассказывания историй Wattpad. В настоящее время существует серия фильмов «После», которые заработали более 126 миллионов фунтов стерлингов по всему миру. Если мальчики из 1D не в восторге от того, что их вписывают в фантазии других людей — «Это странно, все это дерьмо… Я бы предпочел, чтобы они этого не делали», — недавно сказал Луи Томлинсон The Telegraph — это литературный эквивалент броска трусиков. на сцену явно находит отклик у тысяч.
В то же время многие читатели начитались фанфиков, в которых перепрофилированы вымышленные персонажи, созданные другими авторами, обычно нацеленные на взрослую аудиторию и часто содержащие подробные рассказы о сексуальной жизни персонажей. Дико популярные романы Кассандры Клэр «Орудия смерти» начинались с рассказов о заклятом враге Гарри Поттера Драко Малфое, которые она разместила на молодом сайте fanfiction.net более 20 лет назад. А покорившие мир «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймса, фильмы о которых к настоящему времени собрали более 1 миллиарда фунтов стерлингов, зародились на том же сайте как рифф на воображаемой эротической жизни целомудренных персонажей романов Стефани Майер «Сумерки». /р> <р>Фанфики существуют уже несколько десятков лет. В 1970-х годах была мода на самодельные «фанзины» по «Звездному пути», многие из которых были посвящены роману между Кирком и Споком. Но в последние годы авторы фанфиков, как правило, размещают свои предложения на одной из трех хостинговых платформ: Archive of Our Own (известный пользователям как AO3), fanfiction.net (FFN) или Wattpad.
AO3 может похвастаться более чем пятью миллионами пользователей и хостами, работающими в более чем 50 000 «фандомов», начиная от «Доктора Кто» и «Шерлока Холмса» и заканчивая тем, что он определяет как «вымысел о реальных людях» (такие, как Стайлз и Тимоти Шаламе, регулярно появляются). Показателем репутации сайта является то, что в 2019 году он получил специальную премию Хьюго, научно-фантастический эквивалент Оскара.
Франческа Коппа, профессор английского языка и киноведения в колледже Мюленберг, штат Пенсильвания, соавтор — основала AO3 в 2008 году. Я спрашиваю ее, что привлекло ее написание этих историй. «Создавать собственные версии персонажей и историй, которые мне нравятся, — это весело. Еще лучше делать это в сообществе, где почти каждый является и художником, и частью аудитории.
«Для меня, — добавляет она, — это очень похоже на панк-рок. Публика на панк-рок-концерте часто состоит из людей, у которых тоже есть свои группы. Сегодня я прочитаю твой рассказ, а завтра ты прочитаешь мой. Это и творческая, и социальная деятельность».
Так как же заработать на написании фанфиков? Если вы публикуете на Wattpad (один из самых популярных сайтов, хотя на нем размещаются и другие жанры художественной литературы) и ваша работа привлекает достаточно большое количество читателей, вам может быть предложена стипендия до 20 000 фунтов стерлингов. Кроме того, Wattpad может похвастаться своими партнерскими отношениями с ведущими издательствами (Macmillan, Penguin Random House) и кино/телекомпаниями (Sony, Hulu), а также своим опытом связи с ними «неиспользованных, неподписанных и талантливых писателей».
Однако, несмотря на растущее участие Голливуда, AO3 хочет создать совершенно иной идеал. «Я категорически против монетизации фанатских работ именно потому, что они созданы сообществом, для него и внутри него», — говорит Коппа. «Совместное веселье — это одно. Не платить кому-то за их идеи или редакторские навыки, когда вы зарабатываете деньги, — это нечто другое».
Новый жанр: Дакота Джонсон и Джейми Дорнан в фильме «Пятьдесят оттенков серого», вдохновленном романами Стефани Майер «Сумерки»
Конечно, если вы попытаетесь монетизировать свой фанфик, вы можете оказаться в том же положении, что и команда сценического шоу «Неофициальный мюзикл Бриджертона», которая недавно столкнулась с судебным иском от Netflix. Это может объяснить, почему одна из самых популярных работ на AO3, первая на сайте, набравшая два миллиона «посещений» читателей, не была раскуплена издателем: приквел о Гарри Поттере из 557 000 слов под названием «Все молодые парни», написанный одним MsKingBean89 (которую некоторые возбужденные фанаты без видимых оснований «идентифицировали» как Тейлор Свифт), в которой представлены многие персонажи Джоан Роулинг.
Однако вряд ли на вас подадут в суд, если вы просто разместите свой фанфик на некоммерческом хост-сайте. «Многие известные авторы осознают, что фанфики повышают популярность и известность их произведений, — говорит эксперт по интеллектуальной собственности Ума Сазерсанен.
Она также отмечает, что даже если такие авторы будут возражать, закон может им не помочь. «Закон об авторском праве — особенно в ЕС и США — разрешает добросовестное использование охраняемых произведений в целях создания производных произведений, пародий или образования. Привлечение [авторов фанфиков] к суду может оказаться бесполезным. Закон в англо-американских судах вполне может признать, что такие изъятия разрешены». И все же, если бы автор фанфика пытался извлечь выгоду из своей работы, все могло бы быть по-другому. «Когда наступит коммерциализация, может измениться благожелательное принятие законом повторного использования/воссоздания».
Тем не менее, несмотря на преодоление всех этих барьеров, фанфики могут привести к успешной писательской карьере, как это произошло с Э.Л. Джеймсом. Когда ее популярность в Интернете установилась, Джеймс обнаружил, что за ней ухаживают издатели, несмотря на то, что ее работы мало чем отличались от обычных литературных достоинств. «Говорите, что хотите о ее текстах — она действительно привлекла многих читателей благодаря простоте стиля», — говорит Филиппа Донован, литературный разведчик в кино- и телекомпаниях.
«Это так. это не то, что могли бы искать издатели, но это действительно нашло отклик… И это породило целый жанр эротической фантастики — то, к чему основные издатели раньше не прикасались».
Донован делает своим делом следите за такими сервисами, как Wattpad и AO3. «Я наблюдаю, не выходит ли что-нибудь оттуда в более широкое сознание. Время от времени я отправляю им электронное письмо с вопросом, есть ли что-то, что особенно загорается. Издатель не обязательно будет заинтересован в публикации этого фанфика, но он может быть заинтересован в том, чтобы сделать что-то еще с этим автором. Мы должны взаимодействовать со всем, что имеет такое количество глазных яблок».
Свежие комментарии