Мартин Скорсезе, Роберт Де Ниро, Кэтрин Скорсезе (мать режиссера), Рэй Лиота и Джо Пеши на съемках фильма Goodfellas Фото: Рекс
Поскольку режиссер, историк кино и всесторонний гуру Мартин Скорсезе празднует свое 80-летие, легко думать о нем, как о неотъемлемом элементе кинематографа. От своего дебюта 1967 года «Кто это стучится в мою дверь» до его последней картины «Ирландец» 2019 года он был одним из самых уважаемых и влиятельных режиссеров последних пятидесяти лет.
Актеры выстраиваются в очередь, чтобы поработать с ним, и часто номинируются или получают за это крупные награды; бесчисленное количество современных режиссеров, от Эдгара Райта до Луки Гуаданьино, ссылаются на него как на человека, оказавшего влияние на их собственную работу. Даже его широко известные высказывания, в которых фильмы Marvel сравнивались с аттракционами в тематических парках, заставили его сторонников-защитников встать на его сторону против возмущенных поклонников комиксов: но тогда они вряд ли были очевидной аудиторией для элегантных, богатых картин Скорсезе.
И все же наследие Скорсезе — наследие не провокатора, а провидца. Он изменил кинематограф и наши представления о том, каким может быть кинопроизводство, бесчисленными способами. Вот 10 вещей, которые дали нам блестящие картины Мартина Скорсезе, за которые мы должны быть вечно благодарны.
1. Гангстерский фильм, каким мы его знаем
Хорошо это или плохо, но жанр, с которым Мартин Скорсезе наиболее тесно связан, — это гангстерские фильмы. Начиная с «Злых улиц» 1973 года и заканчивая «Ирландцем», он специализировался на изучении людей, погруженных в криминальный мир, живых существ, связанных определенным набором правил, и с ужасными наказаниями, ожидающими любого, кто нарушает кодексы, которым они должны следовать. Некоторые из самых феноменально успешных картин Скорсезе попадают в эту категорию, от «Славных парней», которые до сих пор могут быть его единственным величайшим достижением 30 лет спустя, до «Отступников» и «Казино», не говоря уже о его странном, ошибочном, но недооцененном страстном проекте «Банды Нью-Йорка». .
Что остается таким захватывающим в этих фильмах, так это то, что они противоположны оперной элегантности «Крестного отца» или барочному безумию «Лица со шрамом». Миры, изображенные в них, суровы, произвольны и жестоки, где внешний гламур не может скрыть уродства, скрывающегося под ними. Скорсезе всегда был самым моральным режиссером, и немногие могли смотреть его фильмы и искренне думать, как Генри Хилл из «Славных парней»: «Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером».
«Я всегда хотел быть гангстером»: Джо Пеши, Рэй Лиотта и Роберт Де Ниро в фильме «Славные парни». Фото: Allstar Picture Library Ltd./Alamy Stock Photo 2. Карьера Роберта Де Ниро
Неважно, сколько дрянных фильмов снял Роберт Де Ниро — а их было много за десятилетия — его сотрудничество со Скорсезе показало, что оба мужчины проявили себя с лучшей стороны. От первого появления Де Ниро в «Злых улицах» в роли хаотичного мелкого бандита Джонни Боя до его последней совместной работы с режиссером — его восьмой — в «Ирландце» нет никаких сомнений в том, что у этих двоих есть алхимия вместе, которая видит, как актер идет к значительные длины, чтобы дать своему другу и коллеге свои лучшие выступления.
От ужасающего Трэвиса Бикла в «Таксисте» до одержимого славой придурка Руперта Пупкина в до сих пор недооцененном «Короле комедии» — есть что-то хамелеоническое в том, как Де Ниро отказывается от тиков и манер, которые может быть таким утомительным в других своих картинах и воплощает в себе самые разные характеры — от патетических до пугающих — самым захватывающим и гипнотическим образом.
3. Второй акт Леонардо ДиКаприо
Когда Скорсезе снял Леонардо ДиКаприо в «Бандах Нью-Йорка», все были недоверчивы: после «Титаника» его считали красавчиком-актером, который был более известен тем, что появлялся в колонках светской хроники, чем своими выступлениями. Когда фильм вышел, именно Дэниел Дэй-Льюис получил похвалу (и награды), а ДиКаприо считался неудачником.
Тем не менее, Скорсезе продолжал выступать наставником молодого актера, и его блестящая, номинированная на «Оскар» игра в фильме «Авиатор» 2004 года в роли ипохондрика, страдающего манией величия Говарда Хьюза, показала, на что он способен. С тех пор двое мужчин вместе сняли еще три фильма, а в следующем году «Убийцы цветочной луны» станут их шестым совместным проектом.
В работе со Скорсезе ДиКаприо продемонстрировал невероятный диапазон — от обреченного полицейского под прикрытием в «Отступниках» до развратного банкира Джордана Белфорта в «Волке с Уолл-Стрит». Он размышлял о Скорсезе: «Нет никого более знающего, более преданного и кто черпает больше вдохновения в искусстве кино». Трудно не согласиться.
4. Насилие как высокое искусство
За некоторыми исключениями, такими как «Хьюго» 2011 года, очаровательный детский фильм о зарождении кино, экранизация Эдит Уортон «Эпоха невинности» 1993 года и «Кундун» 1997 года о юном Далай-ламе, фильмы Скорсезе удивительно жестоки. В его творчестве есть незабываемые сцены чистого ужаса — голова, зажатая в тиски в «Казино»; женщина, которой откусили щеку на мысе Страха; Последнее буйство Трэвиса Бикла в фильме «Таксист» — и даже в его менее экстремальных картинах — перестрелки, поножовщина и избиение дубинками.
Для такого кроткого человека картины Скорсезе, кажется, получают своего рода удовольствие от графической неприятности. Тем не менее, он не согласился бы с этим и сказал в прошлом, что: «Насилие — это не ответ, оно больше не работает. Мы находимся в конце наихудшего века, когда произошли величайшие злодеяния в мировой истории… Природа человека должна измениться. Мы должны развивать любовь и сострадание».
И показательно, что когда его спросили, какая, по его мнению, самая жестокая его картина, Скорсезе ответил: «Эпоха невинности». Его изображение неумолимых салонов Нью-Йорка 1870-х годов столь же жестоко, под внешней вежливостью, как банды Бруклина и Бостона.
'Ты говоришь со мной?': фильмы Скорсезе обладают заметным вкусом за насилие. Фото: Columbia Pictures. 5. Эпическая продолжительность.
Фильмы Мартина Скорсезе длинные. Ирландец приходит в три с половиной часа; «Волк с Уолл-стрит» и «Казино» — трехчасовые бегемоты; а последней его картиной, которая длилась менее двух часов, была «После работы» 1985 года, угольно-черная комедия, которая длится относительно скромные 97 минут. Даже в то время, когда фильмы, как правило, становятся длиннее, нет никаких сомнений в том, что согласиться на фильм Скорсезе в кинотеатре — а кинотеатр, несомненно, является их естественным домом — значит отложить на него целый вечер.
Показательно, что единственный фильм Скорсезе, над которым у него не было настоящей окончательной версии, — «Банды Нью-Йорка» — кажется усеченным и фрагментарным даже на 167-й минуте, потому что его фильмы имеют свой собственный ритм и поток, которые не могут быть отнесены к требованиям охваченная тревогой студия. Редко можно выйти из фильма Скорсезе и почувствовать, что время можно было потратить с большей пользой: смотреть работу мастера — значит полностью растворяться в его мире. Три или около того часа, проведенные в его компании, никогда не были тяжелым испытанием.
6. Блестящие, сложные женские персонажи
Скорсезе, возможно, больше всего ассоциируется с мачизмом и исключительно мужскими взглядами, но при этом упускается из виду тот факт, что он постоянно создавал одни из самых богатых и интересных ролей в своих фильмах для женщин. Не случайно первым актером, получившим «Оскар» за роль в фильме Скорсезе, была Эллен Берстин за главную роль в фильме 1974 года «Алиса здесь больше не живет».
Джуд Лоу и Кейт Бланшетт в фильме «Авиатор»
От блестяще многогранной Карен Хилл в исполнении Лоррейн Бракко в «Славных парнях» — окончательной деконструкции гангстерской распутницы — до превосходного воссоздания Кейт Бланшетт Кэтрин Хепберн в «Авиаторе» — фильмы Скорсезе полны ярких, блестящих женских персонажей, которые ни в чем не уступают своим коллегам-мужчинам. . Скорсезе часто описывал свою мать Кэтрин, которая появлялась в нескольких его картинах, как источник его величайшего влияния и вдохновения, а его стремление создавать сильные и незабываемые женские роли было неизменной чертой на протяжении всей его карьеры.
7. Стоп-кадр
Вы знаете интернет-мем о стоп-кадре, звуке пластинки, царапающей винил, и персонаж, говорящий за кадром: «Да, это я. Вам, наверное, интересно, как я попал в эту ситуацию». Теперь это настолько обычное явление в кино, что стало почти пагубным клише, и все же человек, который популяризировал использование стоп-кадров в своих картинах, сделал это достаточно свежим и оригинальным способом, чтобы они были существенными, а не утомительными.
Будь то введение культовых персонажей, от Генри Хилла в «Славных парнях» до Джинджер Маккенны из «Казино», или то, как Скорсезе преображается Жестокие бои Джейка ЛаМотты в «Бешеном быке» превратились в балетные упражнения в невесомости и красоте, нет сомнений, что режиссер использует их самым оригинальным и существенным образом, как это делал любой современный режиссер.
8. Тельма Шунмейкер
Возможно, Тельма Шунмейкер — величайший редактор, работающий сегодня в кино. Ее работа со Скорсезе, начавшаяся «Кто это стучится в мою дверь», возобновившаяся «Бешеным быком» и продолжающаяся до сих пор, заслуженно принесла ей три «Оскара» — за «Отступники», «Авиатор» и «Бешеный бык» — и еще пять номинаций. Ее монтаж редко привлекает к себе внимание, но остается неотъемлемой частью любого из фильмов Скорсезе, от безумного, одурманенного кокаином финального спуска Генри Хилла в паранойю в «Славных парнях» до величественного (но ни в коей мере не скучного) темпа его более духовных картин, таких как как «Молчание», «Кундун» и вечно спорное «Последнее искушение Христа».
Хотя Скунмейкер время от времени работала над другими проектами — обычно над протеже Скорсезе, такими как «Благодать моего сердца» Эллисон Андерс, — она остается самым последовательным сотрудником режиссера и неотъемлемой частью его работы. Она также быстро с остротой остроты тоже. Когда ее снисходительно спросили, как такая милая женщина могла работать над такими жестокими фотографиями, Скунмейкер ответила: «Ах, но они не жестокие, пока я их не отредактирую!»
Мартин Скорсезе со своим доверенным редактором Тельмой Шунмейкер. Фото: Getty 9. Игла падает
Скорсезе любит музыку. Он снимал фильмы-концерты и документальные фильмы о группах и певцах от Джорджа Харрисона до The Rolling Stones, а также работал с Робби Робертсоном из The Band над культовыми саундтреками ко многим своим фильмам, от «Бешеного быка» до «Острова проклятых». Последний из них представляет собой самый тревожный выбор классической музыки 20-го века со времен «Сияния», что указывает на то, что интересы Скорсезе включают в себя гораздо больше, чем просто поп-музыку.
Но от незабываемого использования «Славными парнями» «Лейлы» Эрика Клэптона и «Be My Baby» группы Ronettes до абсолютного запустения, вызванного песней «Gimme Shelter» группы Stones в «Казино» и «Отступниках» — или даже прекрасно несоответствующей внешности «Каваллерии» Масканьи. Rusticana в сценах драк в «Бешеном быке» — нет никаких сомнений в том, что Скорсезе посвятил себя созданию идеального сочетания звука и изображения.
Звук и изображение: Роберт Де Ниро в фильме «Бешеный бык» Авторы и права: United Artists/Kobal/Shutterstock
Без Скорсезе у нас никогда бы не было таких фильмов, как «Клан Сопрано», «Прослушка», «Джокер», «Анализируй это» или «Анализируй то», «Афера по-американски», «Ночи в стиле буги», «Схватка» и множества других фильмов и сериалов. Назвать произведение кинопроизводства «скорсезианским» — а если это не прилагательное, то так и должно быть — значит похвалить его за то, что он плотный (независимо от его продолжительности), остроумный, умный и благословленный отличным исполнением, убийственный. саундтрек и знаковые, незабываемые декорации, которые требуют повторного просмотра в ту же секунду, как они закончились. Мартин Скорсезе просто крестный отец современного кино. Да долго он будет править своей империей.
Свежие комментарии