Connect with us

    Hi, what are you looking for?

    The Times On Ru
    1. The Times On RU
    2. /
    3. Culture
    4. /
    5. Невероятный рецепт успеха «Касабланки»: половина сценария, песня о квантовой физике ..

    Culture

    Невероятный рецепт успеха «Касабланки»: половина сценария, песня о квантовой физике — и нацисты?

    'Париж всегда будет у нас': Хамфри Богарт в роли Рика и Ингрид Бергман в роли Ильзы в «Касабланке» (1942) Фото: Glasshouse Images/Alamy Stock Photo

    11 ноября 1942 года драматические новости о войне достигли Америки из Лондона. Радисты перехватили сообщения о том, что три колонны американских танков с ревом направляются к стратегически важному порту во французском Марокко — территории, находящейся под управлением правительства Виши. В городе присутствовали нацисты, хотя к тому времени, когда силы генерала Джорджа С. Паттона свернулись, он был немного истощен: двумя ночами ранее генеральный консул Германии и 12 его чиновников были застрелены из пулеметов Сопротивлением, когда они вышел из гостиницы «Плаза».

    Бои были напряженными. Парашютисты захватили аэродром. Американские самолеты бомбили французский линкор в гавани. Это была операция, размышлял Паттон, «которая в Голливуде стоила бы миллион».

    Он был прав. В шести тысячах миль отсюда, в Калифорнии, Джек Уорнер, глава кинокомпании, которая до сих пор носит его имя, едва мог сдержать свое удовольствие. Фильм на полке, скромная, в основном студийная мелодрама, запланированная к выпуску в следующем году, внезапно стала актуальной – все благодаря битве при Касабланке. Он перенес премьеру на День Благодарения 1942 года. 

    Касабланке сегодня 80 лет, но, как и конфликт, который он изображает, он никогда не исчезал в культурной памяти. Это история о любви, войне и морали. Его главный герой, Рик Блейн, которого играет (как будто кому-то нужно рассказывать) бескомпромиссный, крутой Хамфри Богарт, ветеран Гражданской войны в Испании, отказавшийся от борьбы с фашизмом. К декабрю 1941 года он управляет баром, где обслуживает нацистов, просителей убежища и неблагополучных деятелей, которые их эксплуатируют, рассматривая сцену с циничной небрежностью, которая не распространяется на белоснежное состояние его коктейльного пиджака. «Я никому не подставляю свою шею», — заявляет он в начале фильма. «Мудрая внешняя политика», — трепещет капитан Луи Рено в исполнении Клода Рейнса, местный начальник полиции.

    А затем входит его Перл-Харбор на двоих. Старая любовь Рика, Ильза (Ингрид Бергман) и ее чешский муж Виктор (Пол Хенрейд), беженцы, которым нужны документы, чтобы добраться до Америки в безопасное место. Рик все еще хочет Ильзу; она все еще хочет его. Но личное оказывается политическим. Их возродившаяся любовь ранит сердце Рика, но исцеляет его от нигилизма, и когда самолет Ильзы и Виктора взлетает с аэродрома, он знает, на чьей он стороне.

    «Мы немного утомлены теорией мистера Эйнштейна»: Пол Хенрейд в роли Виктора, Ингрид Бергман в роли Ильзы и Хамфри Богарт в роли Рика в «Касабланке» (1942). Фото: Коллекция Christophel/Alamy Stock Photo

    Касабланка – неотъемлемая часть голливудского канона. Большинство из нас может цитировать или неправильно цитировать его. Песня на картинке As Time Goes By является частью айдентики Warner Brothers. (Вы услышите это, если пойдете в эти выходные на «Черного Адама» или «Кости и все такое».) Но фильм также является хрупкой исторической случайностью. Она началась с так и не поставленной пьесы «Все приходят к Рику», написанной в 1940 году Мюрреем Бернеттом и Джоан Элисон. Warner Brothers купили права, переписали их, переписали снова и — в отходе от обычаев студии — запустили в производство с наполовину законченным сценарием. В саундтреке можно услышать призраки ранних набросков. Например, строчки, которые ясно давали понять, что Рено обменивает паспорта на секс, были утеряны, но они являются причиной того, что, когда болгарская беженка-подросток говорит Рику, что она и ее муж проводят ночь с капитаном, Рик замечает, что «Луи, должно быть, расширяет кругозор». Он воображает бисексуальный ménage-à-trois.

    Изменчивое состояние сценария вынуждало режиссера Майкла Кертиса снимать в хронологическом порядке, а актерский состав – ждать новых страниц, как депеши с передовой. Хотя кажется невозможным представить эту историю без слезливого и антиизоляционистского финала, были некоторые споры о том, как она должна закончиться.

    Еще один знаменитый элемент был далеко не исправлен: Макс Штайнер, композитор фильма, хотел удалить песню, которую он унаследовал из пьесы — полузабытый номер Германа Хупфельда, который Бернетт любил в университетские годы, — и заменить его новым номером. его собственный. Но фортепианные сцены уже были готовы и не могли быть пересняты, потому что Бергман к тому времени подстригла волосы для своей следующей роли: Марии, героини антифашистского партизана из «По ком звонит колокол». Поэтому Штайнер проглотил свою гордость и сделал As Time Goes By музыкальным ключом к своей партитуре.

    Фильм теперь трудно представить без него, не в последнюю очередь потому, что он поддерживает свои темы на головокружительно глубоком уровне. Вы слышите только половину текста в саундтреке к «Касабланке». Остальные раскрывают нечто совершенно неожиданное: As Time Goes By — это романтический протест против теории относительности Эйнштейна. Первый стих Хупфельда выражает его «опасения» по поводу «таких вещей, как [] четвертое измерение». («Мы немного утомились, — говорит он, — с теорией мистера Эйнштейна».) Как только вы это узнаете, вы можете вернуться к фильму и увидеть, что, когда Бергман и Дули Уилсон, барный пианист, Сэм, утверждает, что фундаментальные вещи применяются, они говорят не только о любви, славе и решении сделать или умереть — они обсуждают структуру пространства и времени.

    И это, я думаю, восхитительный пример того, как «Касабланка» лишь отчасти по замыслу стала произведением такой неисчерпаемой глубины. Одной из последних корректировок сценария стало добавление воспоминаний, в которых мы видим первые дни романа Рика и Ильзы в оккупированном Париже. («Я помню каждую деталь: немцы носили серое, ты — синее».) Мы знаем, что они пожертвуют своим желанием друг для друга ради военных действий, но эта память — запечатанная в яркой и непоколебимой череде фильм – поддержит их. Гуру сценариста Роберт Макки, который, вероятно, размышлял о «Касабланке» глубже, чем кто-либо из ныне живущих, заканчивает свой курс, говоря своим студентам, что фильм — «медитация на само время и на то, что время означает». Знаменитая фраза «У нас всегда будет Париж» может быть более буквальной, чем кажется.

    Это физика. Вы не можете полагаться на точную историю и географию Касабланки. Его марокканские флаги неправильные. Не существует такого понятия, как «транзитное письмо» — важнейший документ, который нужен беженцам для побега из города. Утверждение Рика о том, что его «дезинформировали» о достопримечательностях вод Касабланки, говорит о том, что сценаристы не удосужились проверить положение прибрежного города на карте. (Возможно, эта ошибка, а также политические соображения объясняют, почему Управление военной информации США отказалось разрешить показ фильма в Северной Африке.) 

    Вселенная, однако, кажется, действительно была на стороне фильма. На нью-йоркской премьере в Голливудском театре 26 ноября 1942 года по Пятой авеню маршировали члены отряда де Голля «Свободная Франция». После показа они воссоздали одну из самых душераздирающих сцен фильма, выйдя на сцену и исполнив «Марсельезу». Человек из «Голливудского репортера» чувствовал себя так, как будто он присутствовал на политическом митинге.

    Когда фильм вышел в широкий прокат в конце января 1943 года, это совпало с возвращением Касабланки в заголовки международных газет как места встречи Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, чтобы спланировать следующую фазу конфликта. Рекламный отдел воспользовался моментом. Он напечатал рекламу с изображением секундомера над слоганом: «У армии есть Касабланка! Итак, Warner Bros!»

    Неизменная часть голливудского канона: оригинальный постер фильма “Касабланка” (1942). Фото: Warner Bros./Getty Images <р>Сравнительно мало внимания было уделено более конкретным связям фильма с войной — наличию в актерском составе европейских беженцев. Метрдоста Рика, Карла, играет Секе Сакалл, венгр, который потерял трех сестер и племянницу во время Холокоста. Злодея фильма, майора Штрассера, играет Конрад Вейдт, бежавший из Германии в 1933 году после того, как демонстративно объявил себя евреем в нацистских документах. (Он не был: это был акт солидарности с его женой.) Вейдт был одним из самых яростных антинацистов в кинематографе — «женщины сражаются за Вейдта» — слоган, придуманный британской киностудией.

    Пять месяцев спустя, когда прибыль «Касабланки» резко возросла, студия пожертвовала 500 000 франков Американскому еврейскому объединенному распределительному комитету при условии, что деньги будут отправлены Элен Казес-Бенатар, адвокату, который руководил организацией помощи беженцам и просителям убежища в Касабланке. Никто не мог сомневаться, на чьей стороне Джек Уорнер.

    Восемь десятилетий спустя Касабланка кажется застывшей в парадоксальном положении в пространстве и времени. Тот, который выражен его песней. Фильм представляет собой артефакт духа времени, посвященный определенному моменту Второй мировой войны. Но он никогда не переставал говорить с нами. У нас всегда будет это, как будто у нас всегда будет выбор между правильным и неправильным.

    Click to comment

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Take A Look

    You may be interested in:

    Politics

    Photo: Natalia Gubernatorova The ambassadors of the EU member states rejected invitation to a meeting with Russian Foreign Minister Sergey Lavrov due to the...

    Culture

    MOSCOW, March 19 Deputy director of the Imperial Russian Ballet Vytautas Taranda died on March 18, said the executive director of the Imperial Russian...

    Auto

    This week, patent images of the Russian automaker's new product were published on the Internet, thanks to which we have the opportunity to imagine...

    Culture

    MOSCOW, March 19 The Ministry of Education of the Russian Federation supported the initiative to include music study in the curriculum of school lessons...